В блогах, СМИ и на разных ресурсах я увидел множество мнений, которые интересно было бы прокомментировать с экономической точки зрения.
Чаше всего я встречаю на просторах интернета такие вопросы: "А зачем нам нужна Турция? Зачем иметь дело со столь ненадежным партнером?" И это вполне логично, так как Турция веками металась от одного партнера к другому – с учетом изменения политических приоритетов. Тем не менее сейчас – XXI век, экономические связи стали более тесными.
Самое главное, что было во взаимоотношениях между Россией и Турцией – это строительство, торговля и туризм. Но если с последним мы как-то справились и переориентировались на другие направления, в том числе на внутренние, то вот со строительством и торговлей дела обстояли не столь радужно.
Многие стройки просто встали из-за запрета работы турецких компаний в России, и это в очередной раз привело к подорожанию объектов, сдвигам в сроках сдачи или полному отказу от проектов. Не следует забывать, что строительство – это отрасль, которая во многом запускает другие секторы экономики, так как ей требуются материалы, что, в свою очередь, загружает сталелитейную, химическую, добывающую и другие виды промышленности. Снижение темпов в строительном секторе принесло много неприятностей российской экономике, хотя о них особо не говорилось. Тем не менее, понимая важность этой сферы, объекты, которые уже активно возводились, было разрешено достроить, пострадали же новые перспективные проекты.
С торговлей также не все очевидно. Тут, конечно, хотелось бы вспомнить многострадальные томаты, которые кто только не вспоминал, объявляя санкции против Турецкой Республики. Томаты запретили – и к чему пришли? Российские сельхозпредприятия не смогли компенсировать (по вполне очевидным причинам) потребность страны в этом виде продукции, так что пришлось спешно искать других поставщиков. Нам помогло Марокко – страна, которая поставляла помидоры, по разным оценкам, от 30 до 50% дороже турецких. И это лишь пример с одной категорией товаров, а в области сельского хозяйства их, как вы понимаете, немало.
Поэтому в налаживании торговых отношениях с Турцией виден чисто экономический расчет.
Другой полярной идеей является радость многих наших соотечественников и эйфория от заключенных соглашений. Тут тоже не стоит забывать, что налаживание чартерных перевозок между странами – это не гарантия безопасности, так турки не могут ее обеспечить в полной мере даже своим гражданам, что уж говорить о туристах.
Турция находится в сложных отношениях с Европейским союзом и США, поэтому сейчас ей особенно нужен надежный партнер, который может показать, в том числе на крупных проектах, что с ней нужно считаться на европейском и мировом пространстве. И неудивительно, что этим партнером стала Россия.
Тем не менее не следует забывать греческую поговорку: "Если турок говорит о мире, значит, будет война". О боевых действиях, конечно, говорить не стоит, но изменения в отношениях в случае кардинальной смены политического курса Анкары при различных обстоятельствах никто предсказать не может. В этой связи России нужно иметь другие карты на руках, чтобы показать, что у нас есть целый "пул" проектов, которые могут быть реализованы и без помощи Турции. И мы к этому активно идем: проект "Север – Юг" от Финляндии до Индии, возрождающийся интерес Болгарии к "Южному потоку" и так далее.
Примирение – это, безусловно, грандиозный шаг, но, как мне кажется, не нужно строить каких-то глобальных планов и ожидать кардинальных изменений уже завтра, ведь возврат к прежним отношениям потребует как минимум времени. Не говоря уже о кардинальном росте торговых оборотов и возобновлении полноценного сотрудничества в разных сферах.