Например, норвежский фильм "О’Хортен" Бента Хаммера совсем недавно получил два приза фестиваля "Завтра". Фильм Ари Фольмана "Капитан Абу Раэд" завладел призом зрительских симпатий на фестивале в Санденсе. Картина Лорана Канте "Класс" отметилась Золотой пальмовой ветвью в Каннах. Да и наша "Русалка", прежде чем быть представленной на Оскаре, завоевала награду за лучшую режиссуру на фестивале в Санденсе. Если говорить в целом об иностранных номинантах, то фильмы по большей части представляют собой компиляцию историй об аутсайдерах, несколько сюрреалистических героях, но при этом персонажах романтического толка. "Капитан Абу Раэд" - история о мальчике, находящемся в поиске своей судьбы под впечатлением от рассказов старика-пилота. "Русалка" - сказка о девочке, обладающей способностью говорить с морем, но не умеющей пользоваться такой своеобразной магией для того, чтобы стать счастливой. "О'Хортен" - о пожилом машинисте поезда, внезапно оказавшемся не у дел и потому потерянном в этом обществе людей, летающих на самолетах, и однажды обнаружившем себя в дамских туфлях на каблуках и платье. Одним из главных конкурентов меликяновской "Русалки" является, по мнению западных критиков, итальянская картина "Гоморра". И дело даже не в том, что картина заполучила Гран-при Канн. И не в том, что снята она по введенной Иньяритту моде на параллельно рассказываемые истории. И даже не потому, что картина отличается от других по смысловому наполнению – она о мафии. А в том, что "его графическое насилие способно напугать самых крепких" – цитата из "прооскаровского" интернет-издания incontention.com. Сложно сказать, насколько правомерно ставить в один ряд настолько разные фильмы – в частности, "Русалку" часто сравнивают с "Амели" Жана-Пьера Жене. Неизвестно, по чью душу зазвенит "оскаровский" горн на этот раз, но в последнее время наши кинематографисты что-то зачастили на запад – а это говорит только о качестве снимаемых фильмов.