Близится конец года, и, соответственно, наступает время подводить итоги. Несмотря на то, что до распития шампанского под бой курантов остается еще целый месяц, в литературном сообществе уже можно говорить о рождении нового героя. Дмитрий Глуховский с романом "2033" на протяжении года не покидал десятку бестселлеров "Книжного обозрения" и более того - имеет все шансы завершить литературную гонку на верхней строчке топа.
На текущей неделе книга об апокалипсисе в столичном метро потеснила с первого места Вадима Чекунова с армейской повестью "Кирза". На третье место с восьмого поднялась Дарья Донцова с "Фейсконтролем на главную роль". На четвертой строчке расположился дебютант топа бестселлеров - "мадам сантиментов" Анна Гавальда с "Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал...". На пятой строчке своеобразная проба жанра - переведенная на русский манга "Театрадь смерти. Книга 1. Скука", один из главных хитов родом из Японии последнего времени.
Дни.Ру попросили главного редактора "Книжного обозрения" Александра Гаврилова разъяснить формулу успеха романа Дмитрия Глуховского, не покидающего десятку лучших книг пятидесятую неделю подряд. "Мне кажется, ответ довольно очевидный: во-первых, Митя написал блистательную книжку, очень точно соответствующую апокалиптическим представлениям о мире, который есть у великого русского народа, - отметил эксперт. - И если мы посмотрим на окружающую действительность и как люди реагируют на кризис, с этим радостным гиканьем, притоптываньем и криками: "Наконец-то все стало как надо – то есть очень плохо", - мы поймем, что это и есть читатели Дмитрия Глуховского. Читатели романа о том, как все забрались в метро, и кто не забрался, тот не выжил, кто хотел радоваться солнцу и как-то жить полной жизнью, - погиб. А кто хотел сидеть в подвале и изображать из себя деловитую крысу - тот выжил".
Гаврилов подчеркнул, что хочет только обратить внимание на тот факт, что "у русского читателя есть, безусловно, апокалиптические ожидания от своего будущего: на худшие из всех возможных сценариев развития реального сюжета русский читатель реагирует радостно и бодро". Кроме того, успех романа "Метро 2033" связан, по его словам, еще и с тем, что "книге был сделан абсолютно идеальный запуск". "Это блистательная история, которая, я думаю, войдет в учебники книжного маркетинга, потому что здесь объединен очень удачный продукт и очень удачные способы запуска", - констатировал главред "Книжного обозрения".
Эксперт также рассказал, что подобным долгожительством в списках бестселлеров могут похвастаться немногие авторы: например, Борис Акунин или своеобразная библия для тех, кто выращивает хоть что-нибудь на подоконнике, - "Все о комнатных растениях" от доктора Хессайона. "Ну и если говорить о серьезной литературе, не год, а много лет подряд из списков никуда не уходила книга Патрика Зюскинда "Парфюмер", потому что она каким-то удивительным образом легла на душу русского писателя, - рассказал Гаврилов. - Почему легла - господь ее знает, вот тут у меня нет ответа".
Автор "2033" Дмитрий Глуховский озвучил свою версию столь продолжительного пребывания романа в топах. "Успех, с моей точки зрения, прежде всего связан с тем, что сейчас стартовал проект www.m2034.ru. То есть я занимаюсь тем, что пишу роман, который является продолжением "Метро 2033", - пояснил писатель. - "Метро 2034" за месяц с небольшим посетило уже больше 120 000 человек, и большинство из этих людей интересуются первой частью. Кроме того, о проекте активно пресса пишет - от журналов "Профиль", "Русский репортер" до агенства РИА "Новости", по телевизору показывают. Проект привлек серьезное внимание. Плюс Дельфин пишет для него саундтрек, плюс там есть самостоятельная картинная галерея, еще несколько смежных проектов будет открываться. Также надо понимать, что текст, помимо того что бесплатно выкладывается в Интернете, еще и бесплатно публикуется в четырех российских бесплатных информационных газетах с охватом около полутора миллионов человек. Многие из этих людей впервые для себя узнали, что есть еще и "Метро 2033".
Автор литературного хита также высказал мнение, что после того как в апреле выйдет печатная версия "Метро 2034", "а потом осенью будет компьютерная игра, а потом через пару лет будет экранизация", "Метро 2033" будет "оставаться в топах, дай Бог, еще пару лет точно".
Учитывая жутковатую природу романа "Парфюмер", рекорд которого упоминал главный редактор "Книжного обозрения", у не менее пугающего романа "2033" действительно есть все основания для того, чтобы, по Гаврилову, на те самые пару лет "лечь на душу русского читателя". Впрочем, время покажет.