Рок-опера "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты", срывавшая оглушительные аплодисменты в далекие 70-е прошлого века, вернулась на сцену. В минувшие выходные москвичи и гости столицы вновь услышали полюбившиеся песни из нетленного творения композитора Алексея Рыбникова - правда, из уст совсем других артистов. Дни.Ру стали свидетелями того, как композитор дал бой самому себе сорокалетней давности.
Музыка со сцены лилась из-под рук группы гитариста-виртуоза Дмитрия Четвергова. Старшее поколение на спектакле с упоением предалось ностальгии, вспоминая свои лучшие годы, когда Хоакина на сцене "Ленкома" воплощал юный и перспективный Александр Абдулов, а Смерть – подающий не меньшие надежды Николай Караченцов. Современная молодежь, которой и в планах не было в момент первого триумфа рок-оперы, теперь с любопытством прислушивалась к восставшему из прошлого хиту и даже не догадывалась, что наблюдает на сцене незримую дуэль молодых исполнителей легендарных ролей с теми, кто пел эти партии до них.
Эта история стара как мир. Тему любви, ненависти и кровной мести еще со времен Гомера не эксплуатировал разве что ленивый. Хоакин Мурьета, легендарный герой латиноамериканского фольклора, в период золотой лихорадки, мечтая разбогатеть, отправляется из Чили в Калифорнию. На корабле он встречает свою возлюбленную Тересу по прозвищу Звезда, и друзья венчают пару. В Америке амбициозные чилийцы вступают в конфликт с негостеприимными местными рейнджерами. Злодеи убивают Тересу, жестоко надругавшись над ней, и ее супруг Хоакин, изначально скромный и романтичный парень, превратившись в кровожадное чудовище и беспощадное орудие мести, стирает с лица земли врагов. И погибает - где-то там, за гранью добра и зла, ждет его единственная настоящая и несправедливо утерянная любовь.
Благодаря ролям, вошедшим в историю усилиями предшественников, образ русской Эсмеральды из отечественного мюзикла "Собор Парижской Богоматери" померк, а слайды с героем "Евровидения-2007", гламурно исполняющим "Work Your Magic", передвинулись в памяти лет так на десять назад. Дмитрий Колдун и Светлана Светикова, новые Хоакин и Тереса, без раздумий скинув с себя ярлыки "фабрикантов" и "попсовых исполнителей", рискнули примерить образы, сросшиеся с легендарными артистами уходящего, к сожалению, поколения. Таков выбор Алексея Рыбникова – и тут не поспоришь. Маэстро лучше знает, кому доверить главное.
Возможно, исполнителям главных ролей где-то не хватило актерского мастерства и нотка взята не как в первоисточнике – как известно, кто успел первым, того и тапки, – однако по окончании спектакля даже мужчины в зале стыдливо моргали глазами в сторонку. Тут вспоминается недавняя премьера громкого и дорогого мюзикла "Монте-Кристо". Люди покидали театр "Московской оперетты" со словами: "Вот это декорации! Сколько же денег в него вложили!" После "Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты" иные восклицали: "Как же Тересу жаль!... А как Хоакин пел?! Вот это да!"
Бесспорно, ценное приобретение рок-оперы – исполнитель роли Смерти Игорь Сандлер. Его появление на сцене поражало мимикой, присущей разве что Джиму Керри, и голосом, одним своим звучанием обещавшим тысячу и одну неприятность.
Искушенные зрелищами очевидцы отмечают, что у постановки нет привычного размаха – и декорации не те, и сцена маленькая, и весь спектакль приходится бороться с ощущением, будто по случайности попал в провинциальный театр - так все минималистично и немасштабно. Все, кто готовился получить нечто в красивой обертке, еще не дойдя до гардероба, поняли, что ошиблись адресом... Ну и что, что настоящего извержения вулкана согласно требованиям любителей спецэффектов не произошло. Зато едкий, удушающий дым окутал первые ряды зрителей и даже самих артистов. Дмитрий Колдун на следующий день признался по секрету Дням.Ру, что утром после премьеры ни звука не смог из себя извлечь и лишь к вечеру голос вернулся.
Ясно, что легендарная рок-опера заслуживает большего. И финансовых влияний посолиднее, и сцены побольше, и спецэффектов менее топорных и вредных для здоровья артистов. Тогда никто из зрителей не упрекнет организаторов в нерасторопности гардеробщицы и бесконечной очереди к туалетам. И пришедшие сосредоточатся на том, за чем и пришли, - на действе на сцене, потрясающей музыке, достойном вокале главных героев и местами очень приятно удивляющей актерской игре.
Дмитрий Дибров, телеведущий: Я знал Свету Светикову 16-летней девочкой, когда она пришла ко мне в программу после мюзикла "Метро". Уже тогда было ясно, что из нее выйдет большой толк. А сейчас она совсем женщина, и очень хорошо, когда голос совпадает с драматическим даром. И подумайте только, как здорово, оказывается, можно спеть партию беременной женщины. Она берет актерской интуицией. В случае с Димой Колдуном… лучше слушать его пение, чем смотреть на его драматическую работу. А Игорь Сандлер – человек обеспеченный, у него успешный бизнес, но вот он всю жизнь служит своему детскому, юношескому увлечению – тяжелому року. И то, что у человека есть что-то за душой, чему он не изменяет в течение жизни, чувствуется. У него очень рок-н-ролльная партия, и Игорь всю любовь к Led Zeppelin вложил в эту партию.
Вообще звук очень хороший, настроен удивительно. Там нет перегруза по низким, но тем не менее драйв чувствуется. Кроме того, мне очень нравится сценография. Всего лишь арба с огромными колесами может придать всей сценографии подвижность.
Рыбников есть Рыбников! Мы знаем эту рок-оперу давным-давно. Я-то как раз был современником того, когда она только вышла. "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" – это же реликвия молодости. Ее трудно уже оценивать, лучше спрашивать у тех, кто слышал ее впервые. Судить рок-оперу следует по суммарным ощущениям, по той эмоциональной точке, на какую она смогла поднять зрителя. Когда Света Светикова пела, вот тогда у меня были эмоции.
Юрий Аксюта, директор музыкального вещания Первого канала: У меня остались очень хорошие впечатления от рок-оперы. Когда сидел в зале, мог воспроизвести практически каждое слово, потому что очень хорошо знаю и люблю ее. Я смотрел спектакль в театре "Ленком" и слушал пластинку, которую выпустил Алексей Рыбников. Я в какой-то степени его фанат. Тогда это было очень революционно, ярко, музыкально и театрально. Когда молодые артисты поют "Хоакина Мурьету", это неожиданно по-своему. Они еще не очень хорошо понимают, что делают, поэтому над эмоциями можно еще поработать, но это талантливые ребята. И Дима Колдун, и Света Светикова. И все у них получилось! Я очень благодарен Алексею Рыбникову, что он возродил рок-оперу.
Не надо сравнивать эту постановку с прошлыми. Просто проходит время. Сколько ставили Чехова, Шекспира, Эндрю Ллойда Вебера, фанатом которого я тоже являюсь? "Иисус Христос – суперзвезда" - это величайшая рок-опера. Лучше никто еще в мире ничего не создавал в этом жанре. Так что надо это делать постоянно. Надо хорошую музыку показывать! Четвергов отличное звучание сделал. Он очень талантливый парень. Я просто преклоняюсь перед ним. Замечательный музыкант!
Александр, 32 года, зритель: Музыка отличная! Просто на постановку денег потратили мало и получилось шоу типа детского утренника. И зал "Мир" для этого не подходит. Что сцена, что гардероб… Первые ряды были отравлены невероятно громкой музыкой и клубами дыма, едкого причем. В общем, непонятно зачем в третий раз нужно было рок-оперу осуществлять. Вполне достаточно фильма и постановки в "Ленкоме"... Лично я обратил внимание на звездного гостя премьеры – Пьера Кардена. Пожалел – зачем его, бедного старичка, притащили?..
Инна, 19 лет, зритель: Я была на всех показах рок-оперы. Самым запоминающимся героем из всех стала Смерть. Персонаж колоритный. Голос, игра просто бесподобны. Сам Сандлер очень подходит на эту роль - фактура что надо. Только я этой Смерти не боялась. Я ею восторгалась. Светлана Светикова в роли Тересы не везде хорошо пела. На последнем показе было много хрипа. Возможно, это все из-за дыма. Но играла замечательно. На колыбельной народившемуся сыну плакала по-настоящему, и мне, глядя на нее, становилось тяжело дышать, как будто передавались ее ощущения. Колдун в роли Хоакина был хорош. Не везде безупречна актерская игра. Но к последнему в ноябре показу он ее отшлифовал.
Звуковое оформление фантастическое. Дмитрий Четвергов и его рок-группа… Иногда хотелось убрать всех со сцены и слушать только их... Некоторые декорации меня смутили. Например, могила Тересы. Совершенно непонятное изваяние. И еще сжатая часть превращения Хоакина из доброго чилийского парня в разбойника. Было ощущение, что он просто отомстил за жену и умер. А точнее - его убили. Почему же тогда он стал калифорнийским Робин Гудом и о нем слагали легенды?