Где-то мы это уже видели: закрадывается подозрение, что Стивен Спилберг смотрел "Сибирского цирюльника". Лесокосилка, на которой в "Индиане Джонсе" русские во главе с советской агентшей Ириной Спалко рассекают непроходимые джунгли вблизи Амазонки, ранее использовалась Никитой Михалковым для прохождения американцами дремучей сибирской тайги.
Фильмы из этой серии: "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", "Индиана Джонс и Храм Судьбы", "Индиана Джонс и последний крестовый поход", "Хроники молодого Индианы Джонса".
Давайте будем честными. Нам нравился Индиана Джонс, сражавшийся с нацистскими наймитами и одержимыми индийскими жрецами. Нас не смущал гротескный образ ни тех, ни других, но как только Стивен Спилберг, Джордж Лукас и их старая добрая гвардия теперь уже четырехсерийной саги решили поиронизировать на тему нашего общего с американцами не столь давнего прошлого и записали своему герою в противники шпионку, чей адрес "не дом, и не улица", а СССР, сопровождаемую отрядом советских солдат, в нас тут же взыграла задетая национальная гордость. Как же так - на нас нарисовали широкоэкранную карикатуру. И где - в продолжении фильма, в который влюблены целые поколения.
Между тем, нам, русским, никто не давал пощечины, достаточно всмотреться в детали - и обиду как ветром сдует. Агентша Москвы и, по фильму, сталинская любимица Ирина Спалко (Кейт Бланшетт) весь фильм носит каре Умы Турман из "Криминального чтива", серый комбинезон, напоминающий фехтовальную форму, и - не наган, не винтовку, не автомат - рапиру. Ее соратники по подрывной деятельности на северо- и южноамериканской территории облачены в обмундирование, лишь местами напоминающее советское. Тут, конечно, можно вменить авторам картины поверхностность в создании образов и историческую недостоверность... но, если вдуматься, когда "Индиана Джонс" был достоверным фильмом?
Спилберг и Лукас искали сюжет для четвертой версии приключений самого обаятельного археолога всех времен и народов с момента, как дали закатный занавес на фоне удаляющихся фигур главных героев в третьей части истории. Индиана определенно должен был постареть, но не настолько, чтобы его суставы могли поддерживать сточенное возрастом тело лишь при помощи тросточки. Война во Вьетнаме, к слову, началась только в 1964 году - герой мог бы дотянуть, но был бы уже совсем в преклонном возрасте. А период "холодной войны" для новой авантюры Инди вполне годился, СССР к настоящему времени исчез с политической карты мира, отношения между странами на самом высшем уровне держат официальную дружественную ноту - так почему бы не снять своего рода анекдот. Про то, как русские с помощью инопланетян из затерянного города Агадора рассчитывают изобрести парапсихологическое оружие, а американцам даже в выжившем в самом центре атомного взрыва заслуженном герое войны и разведывательной деятельности в пользу тех же США видятся "близкие контакты третьей степени" - вторжения коммунистов здесь боятся больше, чем инопланетян.
Спилберг с Лукасом, в принципе, и рисуют русских 50-х годов прошлого века как внеземную цивилизацию. Неслучайно в финале главная соринка в глазах российского зрителя, та самая Ирина Спалко, исчезает между мирами - точно так же однажды растворился в небытие и Советский Союз. СССР и русские - если взглянуть из 1957 года с американской стороны - не могли быть ничем иным, кроме как мифом. Создатели картины этот мыльный пузырь вполне достоверно и изображают.
Еще один гамбургский счет, который выставляют фильму поклонники Индианы Джонса - впрочем, уже по всему миру, - это пенсионный возраст Харрисона Форда. Да, мускулатура уже не та, штаны на главном герое висят, лицо в морщинах, седина под фетровой шляпой... Авторы сами иронизируют над преклонными годами профессора археологии: пацан-недоучка в "косухе" (Шайа ЛаБаф), второй главный персонаж картины, поддевает своего знаменитого спутника - мол, уже седьмой десяток ему. Тут, конечно, дело вкуса, но старичок Форд все еще горазд на лихие трюки: на ходу вскакивает на мотоцикл, выплывает из водопадов, скачет по подвесным конструкциям на известном по первому фильму складе секретных археологических находок...
Возрастная в некотором роде немощность Индианы Джонса компенсируется фанатам не только каскадерскими придумками: авторы саги в четвертой серии щедры еще и на подарки из прошлого. В завязке фильма зрителю дают разглядеть не только уже знакомое хранилище сокровищ, но и на пару-тройку секунд задерживают в кадре разбитый ящик с ковчегом ("Индиана Джонс: в поисках потерянного ковчега"). Кроме того, история закольцовывается появлением первой экранной любви профессора - Мэрион (Карен Аллен). В последней части похождений расхитителя гробниц Спилберг и Лукас фактически пустили мелодраматическую слезу: под 70 лет Индиана Джонс наконец-то идет под венец, и у алтаря его ждет, помимо суженой, великовозрастный сын.
Этой истории в буквальном смысле посчастливилось стать любимой игрушкой ее создателей. Привычка Спилберга и Лукаса снимать каждую авантюру профессора археологии как новый аттракцион для собственного парка развлечений - а они не единожды сравнивали ощущения от фильма с "американскими горками" - в очередной раз пошла саге на пользу. Добро пожаловать, дорогие зрители, последняя версия голливудской карусели под названием "Индиана Джонс" поступила в общественное пользование, вам решать - кататься или нет. Как предупреждают Дни.Ру, дух захватывает.
Виктор Дробыш, продюсер: Супер, два часа чувствовал себя ребенком. Отличный фильм!
- Вы смотрели предыдущие фильмы? По сравнению с ними у вас ничто не вызвало отторжения?
- Конечно, смотрел. Все отлично. Главное - Индиана Джонс такой же хороший.
Елена Захарова, актриса: Мне очень понравилось кино, очень захватывающее, приключенческое. Я получила огромное удовольствие. Замечательно, можно пойти на этот фильм и отдохнуть.
- А вы знакомы с предыдущими тремя частями?
- Естественно, я знаю, кто такой Индиана Джонс, наверняка я смотрела что-то по телевизору, но это было давно, и сейчас для меня это было прямо такое откровение. Я не ожидала, что это кино настолько хорошо, а оно действильно прекрасно снято: эта стилизация под те времена, и Харрисон Форд, конечно, восхитителен.
- Как вам "русская" Кейт Бланшетт?
- Это очень смешно, когда она в начале фильма говорит: "Походьте!" Понятно, что русские выставлены в каком-то странном свете, карикатурно, но она роскошная артистка, очень красивая и потрясающе играет.
Максим и Тимофей, зрители из зала:
- Есть много прикольных моментов. Ну, там, где Форд на мотоцикл запрыгивает - там хорошо сделано в том плане, что у него не сразу это получается, и он такой вроде старик, в общем, веришь, что это можно на самом деле сделать... И все трюки такие, вроде ничего сверхъестественного, но смотрится на достойном уровне. Кроме, конечно, этой сцены с атомным взрывом, где Форд летит в холодильнике. Этот взрыв вообще как будто из отдельного фильма... Таким образом хотели подчеркнуть, что дело во время "холодной войны", что ли? И на русских странно смотреть, неприятно, что мы здесь вроде как козлы отпущения.