В Москве объявлен шорт-лист литературной премии "Неформат" за сезон 2008/2009. Лонг-лист объявили еще в начале декабря. К 20 января лонг-лист, как и задумывалось, превратился в шорт-лист.
Крупная проза:
Гамаюн Ульяна. "Ключ к полям". Днепропетровск.
Макаров Дмитрий. "Лабирант". Воронеж.
Явас Артем "Дыра".
Малая проза:
Максим Бурдин. Рассказ: "Свиньи", "Дашенька", "Шмель". Москва.
Горошко Никита. Рассказ: "Жандарм".
Ева Рапопорт. Цикл коротких рассказов: "Правдивые истории о том, чего не было".
Поэзия:
Полозкова Вера. Подборка стихотворений. Москва.
Поребрик. Подборка стихотворений. Севастополь.
Хрянина Елена. Цикл: "Три куска мяса для всех". Москва.
К 15 февраля станут известны имена тех "неформатных" авторов, которые получат приз.
Своей целью российский литературный конкурс "Неформат" ставит выявление и поддержку молодых авторов, которые не придерживаются мейнстрима, мыслят альтернативно и готовы не только раздвигать привычные на сегодня рамки жанра, но и предлагать новые формы для выражения своей творческой мысли. Награда будет ежегодно присуждаться молодым авторам (в возрасте до 27 лет), которые пишут на русском языке. В каждой из номинаций лауреатам конкурса вручаются денежные премии в размере 70 000 рублей. Главная премия литературного конкурса отмечает лучшее произведение, присланное на конкурс, вне зависимости от его жанра и составляет в этом году 115 000 рублей.
В число номинантов лонг-листа, как выразился один из членов жюри, вошли так называемые "падонки". Еще одной отличительной чертой литературного состязания стала немало удивившая организаторов премии тематика крупной прозы: как оказалось, авторов новейшего времени тянет писать про футбол, наркотики и ангелов.
"Жажда писать в этой стране неистребима", - прокомментировал ситуацию на российском литературном небосклоне писатель, член Общественной палаты, учредитель премии "Неформат" Дмитрий Липскеров. В общей сложности, по его словам, было получено более 20 000 рукописей, из числа которых отсеивалась "литература, которая уже совершенно в лоб является мейнстрим-литературой, обслуживающей читателя", фэнтези и произведения детективного жанра.
Коснувшись жанра крупной прозы, Липскеров вспомнил премию "Дебют": "Молодые люди писали романы на одну практически тему - этнической ненависти, расизма и прочее пятое-десятое. Сейчас закономерность совершенно другая - 90 процентов романов, которые мы получили, были написаны про футбол, "я и наркотики" и ангелов. Третья тематика - совершенно непонятная для меня вещь. Соответственно, мы выбрали лучший роман из футбольно-наркотическо-ангелистической тематики и представили его в лонг-листе".