Правда, ад это, рай или чистилище, никто из героев не знает, известно только, что смерти в том краю нет. А раз смерти нет, то это условие позволяет сделать предположение о том, что она уже случилась. Неизвестно, кем были герои в жизни и почему оказались именно в дикой степи. Юная девушка навсегда останется невинной. Ушедший в запой на 40 поминальных дней очнется трезвым и невредимым. Доктор изо дня в день будет исцелять тех, кто и так обречен жить – если эту форму существования можно назвать жизнью. Возлюбленная, словно увидев сон, вернется к Мите, чтобы сообщить, что где-то "там" она вышла замуж. А в мире Мити ничего не изменится. Для подобного рода историй в литературе отведено определение - "притча". В них любой персонаж живет вечно, а если и умирает, то просто переходит в иной мир. Но герои картины Калатозишвили говорят о совершенно земных вещах – о Кремле и Боге. Значит, ни Мити, ни полковника – никого уже нет. А месседж создателей на фоне медлительного экзистенциального повествования становится явным, как если бы артисты произносили свои редкие реплики, глядя в объектив и обращаясь к зрителю напрямую. Именно в этой пограничной ситуации – между жизнью и смертью, богом и человеком, молчанием и ярким эмоциональным всплеском, просторным полем и маленькими на нем людьми – выстраивается весь конфликт фильма. Да и само дикое поле в казахской степи давным-давно, еще при Грозном, было пунктом обороны от внешнего врага. Там, вдали от столичной суеты, и по сей день герои картины Михаила Калатозишвили отстреливаются от неприятеля, и никто не помнит, почему. Ирина Рахманова, актриса: Мне очень понравился фильм, я его увидела еще на "Кинотавре". Мне кажется, что он очень хороший. У меня по крайней мере было после фильма долгое вкусовое ощущение чего-то. И как-то меня чуть-чуть поменял этот фильм. Для меня это важно. Евгений, зритель: Хороший фильм – такое кино нужно смотреть одному в большом кинозале, чтобы понять, что там происходит. И потом еще неделю ни с кем не разговаривать и думать, думать, думать.