Британский актер Хью Лори, самый обаятельный мерзавец в белом халате, последние пять лет собирает с сериала "Доктор Хаус" призы, точно яблоки с прижившегося на плодородной почве дерева - на ветвях которого, к примеру, проросли два "Золотых глобуса". Единственной страной, в которой телевизионные рейтинги телешоу о малоприятном гении медицинской мысли не подтвердили мировую тенденцию к изучению симптомов волчанки, зарекомендовала себя родина артиста - Великобритания. Да и сам Лори после сотого эпизода сообщил всему миру, что от силы видел 10 эпизодов, и те показались ему не то чтобы приятным зрелищем.
Буквально в минувшее воскресенье актер, получая от Американской гильдии киноактеров награду за создание образа доктора Хауса, обронил, что, мол, жаль статуэтку не дали его сопернику Джеймсу Спейдеру (сериал "Юристы Бостона"). "Я вообще-то поставил на него сотню долларов, но сегодня просто не мой вечер", - пошутил Лори. Подобное заявление вполне в духе артиста, не жалующего собственную физиономию где-нибудь, помимо зеркала.
Предпоследняя известная роль 49-летнего Лори пришлась аж на сериал "Дживс и Вустер", образчик британского чувства юмора, однако с тех пор минуло 15 лет забвения без хотя бы сколько-нибудь ощутимого шанса на повторную вспышку звезды в отведенном ему уголке кинематографической вселенной. Собственно, будучи подростком, не забравшийся еще даже на первую вершину карьеры Хью заключил с друзьями "пакт о невзрослении": нет, они не собирались, подобно Питеру Пэну, навечно застрять в детстве, однако 40 лет виделись им пиком жизненного пути, за которым каждого из них ждали лишь спуски да обрывы - а поcему британские тинейджеры намеревались дальше этого года свою жизнь не влачить.
Неизвестно, сдержал ли кто-нибудь из друзей столь опрометчивую клятву, однако Лори опасный рубеж перешагнул и не прогадал: уже через пару-тройку лет артист хлебнул популярности, которая могла присниться ему разве что в подростковых снах. Мог ли он гадать, что, пройдя свой путь до половины, будет назван вторым по сексуальности голубоглазым экспортом Соединенного Королевства в Голливуд (первый - последняя вариация Джеймса Бонда актер Дэниел Крейг) и оправдает в роли заглавного персонажа сериала "House M.D." давно известную всем женщинам аксиому о том, что мужчина не должен быть привлекательнее и воспитаннее обезьяны.
Его колченогий, небритый, грубый персонаж - доктор Грегори Хаус - если что-то и терпит в людях, так это проникшие в их организмы трудно распознаваемые вирусы, за первопричиной которых он готов гоняться по организму больного, точно полицейская ищейка за преступником. Единственные, для кого саркаcтические шуточки гениального мерзавца в белом халате не стали теленаркотиком, - это британцы и сам Хью Лори. У первых стойкое отвращение вызывает приобретенный актером для американского шоу акцент, а у артиста наблюдаются хронические проблемы с восприятием самого себя на "голубом экране". "Я бы подсел на это шоу, - признает любимец доброй половины планеты, - не будь в нем меня".
К счастью для создателей телешоу, с мнением Хью Лори и придирчивых жителей Соединенного Королевства в момент показа последнего эпизода в третью неделю января не согласились 14,9 миллиона зрителей в Соединенных Штатах Америки, а значит - доктор Хаус еще некоторое время будет отпускать с телеэкранов свои желчные замечания.
С другой стороны, пять сезонов - приличный срок для сериала, один неверный скрип пером со стороны сценариста - и шоу устремится ко дну зрительского интереса, как это случилось в последнем сезоне "Анатомии страсти". Телеканал Fox, в свое время запустивший "Секретные материалы", а минувшим летом возродивший часть утерянного с их исчезновением духа в новой многосерийного работе "За гранью" от создателя "Остаться в живых" Джея Джея Абрамса, под пляски вокруг "Доктора Хауса" запустил пилот "Теории лжи" с еще одним малоприятным героем, чья гениальность - скорее бремя, чем счастливое приобретение.
Ради роли доктора Лайтмана с большого экрана на малый перебрался номинант "Оскара" и "Золотого глобуса" Тим Рот. Его персонаж в определенной степени превзошел доктора Хауса, изобличая во лжи не только тех, кто очевидно болен, а попросту - всех подряд. Он читает людей, точно открытые книги - иной раз характерной складки у рта или неосторожного жеста достаточно, чтобы распознать убийцу. Свой вердикт о лживости Лайтман выносит так, как если бы это был приговор, при этом сам, чтобы добиться блестящего результата, нередко прибегает к большим и маленьким хитростям. Его помощи ищут сильные мира сего, однако в собственной семье неординарные способности не приносят ему ровно никаких дивидендов.
Fox, прививший некогда планете веру в то, что "истина где-то рядом", продолжает гнуть свою линию, заявляя на этот раз, что "правда написана на ваших лицах". Впрочем, одно остается неизменным из шоу в шоу: знание правды не делает счастливыми тех, кто умеет им распорядиться. Ни Фокса Малдера, ни Грегори Хауса, ни теперь уже Кэла Лайтмана.