Самая печальная повесть из рассказанных для "Оскара" – повесть о дряхлом младенце. Главное отличие его от любых других фильмов о судьбах человека – в том, что, при очевидном для зрителя и окружающих недостатках, он не занимается преодолением психологических комплексов. При необычных обстоятельствах его физиологии, его история простая и не несет в себе пафоса буржуа, ставших дауншифтерами. Баттон живет рука об руку со смертью, растет, понимая, что уменьшается. Еще одна хорошая роль Брэда Питта, еще один красивый план Кейт Бланшетт. В длинной "Загадочная история Бенджамина Баттона" недостаточно отстраненности для того, чтобы стать импрессионистской, недостаточно субъективности и сфокусированности для того, чтобы стать конкретной. Слишком общая, слишком красивая картина про тех, кто любит жизнь. Фильм Гаса Ван Сента "Харви Милк" не стал бы третьим в этом списке, если бы не Шон Пенн. Стивен Фрай, самый тонкий английский эксцентрик и комик, нахваливал этого калифорнийца так и сяк, сам Пенн получил 8 премий – и эту цифру следовало бы перевернуть на бок, чтобы выразить степень похвалы его мастерству. Ван Сент, как всегда, резок, прямолинеен до простоты и превращает картину в клипы. Гомосексуалисты Сан-Франциско в отражении полицейского свистка, смерть Харви Милка глазами Харви Милка. Здесь судьба героев известна наперед. Два часа расправы – для нашего зрительского удовольствия, для минуты почтения, дани памяти Харви Милку, уважения – Шону Пенну. После просмотра фильма "Миллионер из трущоб" зрителя заполняет уверенность в том, что сценарий достался не Дэнни Бойлу, а Рамешу Сипи, автору знаменитой болливудской новеллы. Кажется, что герои сами выстраиваются в круг и поют о разбитой вазе своей жизни: "Меня зовут Джамаль, Джамаль Малик, я круглый сирота, мой брат предал меня, а любимая живет с другим. Когда я был маленьким, на берегу реки Улхас мама стирала белье, и злой человек пришел и отнял ее жизнь. После я встретил Латику и навсегда полюбил ее раскосые глаза. И теперь я пою, чтобы ее вернуть. Меня зовут Джамаль, Джамаль Малик, я круглый сирота…" Круглая макушка самого Бойла мелькает за широкой палитрой цветов, за обезумевшими от жажды власти и удовольствия лицами, за просиживанием героев в колл-центре и за музыкальным контентом. Его песня, излишне замаскированная под Болливуд, набрала, одним ракетным ударом за другим дырявя защитные щиты кинопремий, скорость астероида и грозит "Оскару" неминуемым апокалипсисом. Несмотря на то, что в списке претендентов есть как минимум три композиции, исполненные с более изящным попаданием в ноты. Тем не менее, с веротяностью 99% из ста можно сказать, что эффект народного шлягера и комплекс собирательной вины преуспевающего (до кризиса) запада перед странами третьего мира прозвучали в разуме распорядителей "Оскаром" громче прочих. Стивен Долдри, покушавшийся на золотую статуэтку в 2003 году с фильмом "Часы", спустя пять лет вернулся в номинацию с "Чтецом" - историей о том, как не умеющая читать нацистка по неграмотности поставила крест на жизни трехсот евреев, своей собственной и на будущем своего молодого любовника. Однако в сражении за звание лучшего фильма "Чтец", пожалуй, слабейший боец, причем очевидно опирающийся в своем заходе на номинацию на плечи женщины. Режиссер вторую "оскаровскую" картину подряд рассказывает историю об общей невыносимости бытия, невозможности утешения и недостижимости счастья: как в "Часах", так и в "Чтеце" героини приходят к одинаковому финалу. Последний вздох Вирджинии Вульф в первом случае принес "Оскара" Николь Кидман, и все идет к тому, чтобы оборвавшаяся жизнь пресонажа Кейт Уинслет обернулась для актрисы слезами на глазах во время вручения ей долгожданной награды. По иронии судьбы или умыслу Американской киноакадемии, в шорт-листе не оказалось другого фильма с Кейт Уинслет - "Дороги перемен". Муж актрисы, режиссер Сэм Мендес, вооружившись романом американского классика Роберта Йейтса, вывел формулу о том, как умирает любовь. Более жестокой и простой истины в этом киногоду не удалось обнаружить никому. Режиссер "Красоты по-американски" извлек ее едва ли не из кармана каждого зрителя. Причем показал себя ловким фокусником: вырвал идею любви, точно сорняк, из благодатной почвы человеческих иллюзий руками главной романтической пары конца двадцатого века - Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Под хихиканье половины зала, пришедшей посмотреть красивую love story, у другой части зрителей мгновенно начинают потеть ладони: это кино неловко наблюдать всякому, пережившему хотя бы однажды опыт совместной жизни. Сцены узнавания в "Дороге перемен" сменяют друг друга, подводя зрителя к испытанию, зная о котором тот бы с радостью обошел фильм стороной. Должно быть, у судей дрогнула рука распорядиться жребием "Оскара" так, чтобы главным фильмом 2008 года стал собственный нелицеприятный оскал в зеркале.