Несколько лучше оказалась ситуация вокруг обладателя "Золотой пальмовой ветви" 2007 года – румынской картины Кристиана Мунджиу "4 месяца, 3 недели, 2 дня". По сюжету фильма одна из героинь оказывается беременной и делает аборт, запрещенный в то время, почти у первого встречного человека, платить за услуги которому приходится ее подруге, причем собственной девственностью. Причина, по которой сия психологическая драма снискала успех в европейских странах, ясна: помимо художественной ценности, кинолента несет в себе и политическую. В описываемое в картине время – последние годы правления Чаушеску – Румыния была страной, фактически влезшей в долговую яму перед соседями в конце 80-х, потому можно считать фильм Мунджиу, номинировавшийся даже на "Золотой глобус", своеобразным реверансом в сторону натерпевшихся соседей. Своеобразным завсегдатаем Канн в этом списке является "итальянский Вуди Аллен" Нанни Моретти: он получил это прозвище за то, что взял за правило отводить себе ведущие роли в своих же комедийных фильмах. Прежде чем отхватить первый приз в 2001 году с фильмом "Комната сына", Моретти вставал в очередь за "Золотой пальмовой ветвью" целых пять раз, попав в конкурсную программу фестиваля с дебютной картиной "Ecce bombo". Добыть победу, однако, Моретти довелось с кинолентой совершенно противоположного толка: вымученная история о психоаналитике, потерявшем сына, но все равно вынужденном лечить чужие травмы, есть собирательный образ американского "Целителя Адамса" с Робином Уильямсом и более позднего "Скафандра и бабочки" (получившего в Канне приз за лучшую режиссуру в 2007-м). "Комната сына" получила 9 кинонаград европейских фестивалей, и, тем не менее, почти не получила резонанса у обычных зрителей. Чего не скажешь о картине мастера сурового реализма Кена Лоуча "Ветер, что колышет вереск": выбранная им тема – борьба Ирландии за независимость – как часто случалось с его картинами, оказалась наиболее актуальной. До сих пор в этом государстве Западной Европы не утихают противоречия, связанные с осознанием собственной отдельности и аграрности. Столетие же назад на баррикадах велись ожесточенные бои с британской армией – важность описываемой проблемы и мастерское ее преподнесение британским классиком Кеном Лоучем принесли картине победу на Каннском фестивале в 2006 году, а менее просвещенным в "другом кино" зрителям подарили возможность знакомства с творчеством этого режиссера. Фавориты Некоторым кинолентам, прошедшим через тернии к Каннам, все же посчастливилось прославиться не только среди фестивальной публики, но и полюбиться более широкой аудитории даже в России, где массовый зритель не столь чувствителен к европейским победам. Правда, например, лауреата Канн прошлого года, фильм "Класс" (оригинальное название "Entre les murs") Лорена Канте, из-за названия часто путают с эстонским фильмом Ильмара Раага о жестоких подростках. В картине Канте тоже повествуется о тинейджерах, но под менее радикальным углом: речь идет о годе жизни в классе французской школы для детей-иммигрантов, плохо знакомых с языком и историей страны, в которой живут. Фильм Лорана Конте задел за живое и американских академиков, номинировавших его на "Оскар" – Россию с экранизацией биографии Франсуа Бегодо познакомил Сэм Клебанов. На волне популярности фильма Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь" анемичность картины Конте выглядела здесь особенно контрастно. Среди обладателей "Золотой пальмовой ветви" не мог не оказаться кинопамфлет Майкла Мура "Фаренгейт 9/11", чья победа на кинофестивале в 2004-м ознаменовала ироничное позиционирование Канн в среде своего бытования, а также охарактеризовала политическое отношение кинематографистов к Америке. Своевременный отклик Мура на события в Афганистане, некомпетентность Джорджа Буша и трагедию 11 сентября 2001 года принес режиссеру мировую известность, а его киноленте целых 20 наград, среди которых, между прочим, призы Ассоциации Голливуда, Вашингтонской ассоциации кинокритиков и даже премия Сараево. Вызов Системе за год до Майкла Мура бросил и конформист среди артхаусных творцов Гас Ван Сент с фильмом "Слон" – в 2003-м, помимо главного приза, он унес из Канн еще две награды, включая за "Лучшую режиссуру" и приз Национальной французской образовательной системы. Фильм, ставший визитной карточкой Ван Сента в попкультуре, одновременно вдохнул жизнь и в уже существующий кинематографический мотив: подростковый террор и несогласие с правилами взрослого мира: начали его еще "Генералы песчаных карьеров", а в современной культуре чуть позже представили "Чамскраббер" Арье Посина, вышеупомянутые произведения Конте, Раага и Германики и многие другие. Самой ожидаемой, но от этого не менее заслуженной победой в Канне явилась кинолента Ларса фон Триера "Танцующая в темноте": фильм, получивший в 2000 году первый приз, завершал трилогию режиссера, чьей составляющей стали фильмы, уже вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа - "Рассекая волны" и "Идиоты". История о слепой женщине, рискующей своим здоровьем и жизнью ради будущего сына, потрясла зрителей по всему миру еще и потому, что главную роль в фильме сыграла исландская певица Бьорк. И если ее австралийские коллеги подарили картине Кена Лоуча "Ветер, что колышет вереск" название, то в случае с "Танцующей в темноте" уже сама Бьорк наделила своею героиню несколькими своими качествами – отрешенностью, непосредственностью, нестандартностью мышления, атмосферой непознанного. Фильм был удостоен 21 награды, однако "Оскар" у него увел "Гладиатор" Ридли Скотта. И, наконец, абсолютным чемпионом по числу наград, премий и зрительских симпатий является победитель Каннского фестиваля 2002 года "Пианист". Картина Романа Полански нашла отклик в сердцах всего мирового сообщества: тема Второй мировой войны и геноцида народов и поныне жива в людских сердцах. Печально, что композитор Владислав Шпильман, по мотивам биографии которого Эдриен Броуди прошел свой путь до "Оскара", не дожил до премьеры и победы фильма. Кроме того, фильм, получивший 3 премии Академии, "Золотую пальмовую ветвь" и еще 40 наград, является напоминанием о первом Каннском фестивале, намеченном на 1939 год и отмененном из-за Второй мировой войны. Подобные киноленты, способные встать в один ряд с произведениями Феллини, Антониони, Пазолини, Висконти и других классиков мирового кинематографа, – своего рода бриллианты в короне любого кинофестиваля, и то, что они все же находят выход на зрителя, вселяет надежду на долгую жизнь хорошего кино.