В воскресенье вечером со сцены Зимнего театра в Сочи были объявлены победители 20-го кинофестиваля "Кинотавр". Дни.Ру угадали обладателя главного приза тремя днями ранее - лучшим фильмом, как и ожидалось, стал "Волчок" Василия Сигарева.
Церемония закрытия "Кинотавра" оказалась непродолжительной, вели ее два очень молодых и талантливых актера – Мария Шалаева и Артур Смольянинов. Первая известна зрителю по фильму Меликян "Русалка", чуть было не отправившемуся на "Оскар", второй – по картине "9 рота"; оба встречались на съемочной площадке кинолент Игоря Волошина "Нирвана" и "Я" оба знамениты своим обаянием и остроумием.
Предваряемые выступлением Валерия Меладзе, которое, казалось, длилось дольше, чем сама церемония, они вспомнили, что делали 20 лет назад – оба они в то время были в возрасте, когда ходят под стол – и приступили к объявлению победителей.
Контент конкурсной программы фестиваля в этом году был практически исключительно качественным, потому, выбирая победителей, жюри в большей степени, вероятно, руководствовалось эмоциональной составляющей фильмов. Фаворитом вечера стала картина, вызвавшая наиболее сильные переживания, – фильм "Волчок" Василия Сигарева о матери-убийце, ставший режиссерским дебютом, а также и дебютом актерским. Яна Троянова, для которой главная роль в "Волчке" была первой в кино, унесла с собой приз за лучшую женскую роль. Награду унес и сам Василий Сигарев, но в качестве сценариста. Картина получила и самый главный приз – за лучший фильм.
Четвертой победой "Волчка" (объявленной в самом начале) стал приз гильдии киноведов и кинокритиков – за формулировкой "эмоциональный". Правда, сцену Сигарев делил с Иваном Вырыпаевым. Кинокритик Виктор Матизен объявил, что мнения жюри разделились поровну, и вторая половина голосовала за "Кислород" (как самый "формально изощренный"). Тут же выяснилось, что несколько лет назад оба победителя чуть не подрались, но, к счастью, до этого дело не дошло - в противном случае, как заметил Сигарев, "Ваня бы здесь не стоял". Кроме того, Иван Вырыпаев был удостоен премии "За лучшую режиссуру", а прежде ступил на подмостки за статуэтками для Андрея Самсонова, Айдара Гайнуллина, Сергея Ефременко, Виталия Лапина и Олега Кострова, сочинивших к "Кислороду" саундтрек.
Лучшим короткометражным фильмом, по решению жюри этого конкурса – Гуки Омаровой, Алексея Германа-младшего и других, - стала лента Юрия Быкова "Начальник". А специальный диплом жюри фестиваля вручили Алексею Мизгиреву за фильм "Бубен, барабан". Вышеупомянутый фильм "Я" Игоря Волошина, хотя и вызвавший у многих подозрения в наличии крепкого цитатного плана, но яркий, запоминающийся и необычайно динамичный, именно за это и получил премию – приз "За лучшую операторскую работу" ушел Дмитрию Яшонкову. И, наконец, приз за лучшую мужскую роль выходил забирать Николай Хомерики для артиста Бориса Каморзина, сыгравшего милиционера в романтической "Сказке про темноту".
Печально, что не были отмечены такие картины, как абсурдистская "Европа-Азия" Ивана Дыховичного и не менее интересная и проблемная кинолента Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом". Однако решения были приняты, слоны розданы, а 20-й, юбилейный кинофестиваль "Кинотавр" объявлен закрытым.