На Лазурном Берегу нашли своих хозяев награды 64-го Каннского кинофестиваля. Главный приз достался фильму "Древо жизни" киноклассика Терренса Малика, который, как обычно, не появился на церемонии. Как объяснили продюсеры, получавшие награду, режиссер "очень застенчив и не хочет быть знаменитостью".
Такому фильму следовало давать либо главный приз, либо ничего
Исход награждения можно было предугадать. Жюри Каннского международного кинофестиваля возглавлял Роберт Де Ниро – известный поклонник Малика. Однако не только этот факт повлиял на выбор победителя. "Большинство из нас было согласно с тем, что это фильм огромной важности, интенсивности и всего, что можно себе представить. Трудно принимать такие решения, было много хороших и разных фильмов. Но это не был компромисс. Большинство из нас согласно, что это потрясающий фильм", – заявил Де Ниро.
"Древо жизни" загадочного американского режиссера ждали в Каннах еще в прошлом году. К нынешнему фестивалю накал ожидания возрос настолько, что половина присутствовавших критиков не смогла попасть на показ. Однако у многих из прорвавшихся в итоге в зал картина вызвала некую оторопь. В ленте излагается не просто история одной семьи, но и вся история мироздания. Героям занимательной космогонии Шону Пенну и Брэду Питту в качестве сына и отца соответственно уделялось почти столько же внимания, сколько истории гибели динозавров. Впрочем, масштаб затеи был очевиден – такому фильму следовало давать либо главный приз, либо ничего.
Сам Малик в ажиотаже вокруг собственной картины, над которой работал с 2005 года, не участвовал. Он вообще славится нелюдимостью и уже много лет не общается с журналистами. На пресс-конференции все вопросы достались Брэду Питту, а за "Золотой пальмовой ветвью" были высланы продюсеры Диди Гарднер и Билл Полад. "Режиссер очень застенчив и пытается не выпячивать свое эго. Он не хочет быть знаменитостью", – объяснил один из них.
Гран-при жюри поделили на троих
Вторую по значению награду, Гран-при жюри, решено было поделить пополам между "Мальчиком на велосипеде" братьев Жан-Пьера и Люка Дарденнов и почти трехчасовым "Однажды в Анатолии" турка Нури Бильге Джейлана. "Однажды в Анатолии" – экзистенциальный триллер, в котором полиция и преступник ищут закопанный неизвестно где труп, а "Мальчик на велосипеде" – социальная драма про ребенка, которого отец сдал в детский дом. Дарденны - двукратные каннские победители, у Джейлана в 2002 году тоже был каннский приз, но и в том, и в другом случае картины оказались такими сильными, что обойти их было невозможно. "Оба фильма, получившие Гран-при, потрясли жюри, и мы решили, что они оба достойны приза. Наш долг – поместить эти фильмы на достойное их место", – прокомментировал вердикт французский режиссер Оливье Ассаяс.
Кстати, помимо Гран-при у Де Ниро с коллегами был в запасе еще один приз – он достался француженке Майвенн Ле Беско за "Полисс", где речь идет о буднях отдела по борьбе с преступлениями против несовершеннолетних. Ле Беско сообщила, что вопросы насилия над детьми волновали ее с детства, и настолько, что, получая приз, она несколько минут не могла справиться с волнением, чтобы произнести благодарственную речь. Выйдя на сцену, бывшая подруга Люка Бессона и сестра режиссера Изильд Ле Беско задыхалась и с трудом могла говорить. На итоговой пресс-конференции она объяснила, что "боялась забыть кого-нибудь поблагодарить". "Работая над сценарием, я исследовала полицейские дела обо всех видах насилия и убедилась в том, что иногда дети и подростки просто придумывают. Как бы то ни было, в основу сценария легли реальные случаи", – цитирует режиссера РИА Новости. Она также добавила, что находилась в сложных отношениях с родителями, так что фильм о насилии над детьми в какой-то степени отразил ее личные переживания.
Черно-белая история звезды немого кино
Приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале получил француз Жан Дюжарден, сыгравший в "Артисте" Мишеля Хазанавичуса. "Артист" – история звезды немого кино, актера, который не может приспособиться к звуковым фильмам. Картина до последнего момента фигурировала во внеконкурсной программе, однако потом была включена в конкурс. "Я не думаю, что я работаю ради призов, но эта награда – удивительный сюрприз", – признался Дюжарден, ранее снимавшийся у Хазанавичуса в приключенческих комедиях про "Агента 117", а также сыгравший в экранизации "99 франков" Бегбедера. Актер добавил, что снять немой черно-белый фильм – отличная идея и он рад, что Хазанавичус успел сделать это первым.
Актрису наградили за "Меланхолию"
Приз за лучшую женскую роль получила Кирстен Данст, сыгравшая у Ларса фон Триера в "Меланхолии" невесту, ждущую конца света. "Ну и неделька выдалась!" – сказала актриса, поднявшись за наградой на сцену. Со стороны Де Ниро это важный жест: фильм едва не вылетел из конкурса после того, как его автор, неудачно пошутив на пресс-конференции насчет своих симпатий к нацистской эстетике, был объявлен на фестивале персоной нон грата. "Что случилось, то случилось. Режиссер был наказан и исключен из фестиваля. Я бы предпочел, чтобы такие вопросы люди решали для себя индивидуально", – прокомментировал ситуацию председатель жюри. Как добавил еще один член судейской коллегии французский режиссер Оливье Ассаяс, "Меланхолия" – "один из лучших фильмов фон Триера". К слову, картина стала вторым фильмом фон Триера, получившим в Каннах приз за лучшую женскую роль. Два года назад здесь наградили Шарлотту Генсбур, сыгравшую в "Антихристе".
Изгнав одного датчанина, фестиваль наградил другого
Приз за лучшую режиссуру получил Николас Виндинг Рефн за "Драйв". Каскадера, который в свободное время подрабатывает водителем у мафии, сыграл канадец Райан Гослинг, который мечтал сняться в амплуа супергероя, но долгое время не мог найти для этого достаточно убедительного мастера. По словам Гослинга, создатели "Драйва" "думали, что чем более фильм будет жестоким, тем он будет лучше". Он также признал, что картина стала ремейком фантастического триллера Майкла Андерсена "Бегство Логана", получившего в 1977 году "Оскара" за спецэффекты. "Гослинг был моим прикрытием для каннского дебюта", – констатировал Рефн, добавив, что свою следующую картину будет снимать в Бангкоке.
За лучший сценарий премировали филологический триллер Джозефа Седара под названием "Примечание" – историю про двух исследователей Торы, отца и сына, борющихся за крупный международный грант.
Лучшим дебютантом признали аргентинца Пабло Джорджелли с "Акациями" – роуд-муви, показанным в рамках Недели критиков.
Автором лучшей короткометражки стала украинка Марина Врода с фильмом "Кросс", который привезут еще и в Сочи на "Кинотавр".