Самую оживленную реакцию критиков на Венецианском фестивале вызвали "Альпы" Йоргоса Лантимоса. Известный режиссер признался, что мучает актеров на съемках, а сыгравшие главные роли Ариана Лабед и Аггелики Папоулья заявили, что получили от своих страданий удовольствие.
Йоргос Лантимос прославился своей картиной "Клык". История о семье, воспитывающей детей в изоляции от внешнего мира, победила в 2009 году в каннском "Особом взгляде" и номинировалась на "Оскар".
"Альпы" – тоже фильм про психологический эксперимент. Полугруппа-полусекта за деньги замещает людям умерших близких. Лантимос заявил, что в подобном сюжете он не видит ничего странного, а идея фильма возникла после того, как он с Эфтимисом Филиппу, который написал сценарий для "Клыка", обсуждали, чем бы заняться дальше.
"Что бы произошло, если бы люди стали получать известия с того света? Не послания от привидений, а обыкновенные письма, позволяющие сохранить связь с ушедшими? Идея показалась нам интересной, но не слишком подходящей для фильма. И тут я сочинил героиню, которая пытается воспользоваться ситуацией, потому что стремится войти в чужую жизнь. Ясно было, что это должна быть медсестра в больнице – просто по роду работы ей легко находить людей, только что переживших потерю", – цитирует его РИА Новости.
По словам греческого режиссера, ситуация, которая нашла отражение в картине, – очень жизненная. "Люди вообще постоянно ищут замены. В фильме это показано буквально и наглядно: там герои притворяются умершими людьми, надевая их одежду и перенимая их привычки, но, в принципе, мы все действуем сходным образом: теряя друга, ищем другого, расставаясь с одной женщиной, заводим другую и так далее", – сказал он.
По его словам, актеров нужно сбивать с толку. "Я работаю одновременно с профессиональными и непрофессиональными актерами, они никогда не знают, чего ждать друг от друга, и в силу этого больше концентрируются и точнее реагируют. Ровно по той же причине я стараюсь давать им как можно меньше информации, не обсуждаю сценарий и не отвечаю на вопросы. Им и самим гораздо интереснее взаимодействовать, а не просто следовать заранее прописанным инструкциям. Главное – подобрать нужных людей, на это уходит больше всего времени. В сценарии мы обычно не описываем персонажей – ни внешность, ни возраст, а просто ищем подходящих исполнителей, подчиняясь прежде всего инстинкту, и потом смотрим, какие отношения складываются у людей между собой, какое напряжение между ними создается. В итоге выходит гораздо естественнее и ближе к реальности. Я стараюсь ввести в фильм реальные обстоятельства, не стремясь при этом к реализму", – констатировал Лантимос.
В качестве примера он привел героиню Аггелики Папоульи, которая, изображая покойную спортсменку, окунается в холодное море. "В тот день внезапно вышло солнце и я переживал: вдруг зрителям покажется, что вода недостаточно холодная? А ей все же надо было мучиться, чтобы соблюсти правдоподобие. Конечно, Аггелики могла бы просто притвориться, что ей холодно, но тогда атмосфера бы нарушилась", – констатировал режиссер.
Вот и получается, что на съемочной площадке у Лантимоса – не менее тоталитарный режим, чем в группе "Альпы", где все подчиняется воле руководителя. "Задачи бывают трудновыполнимые – и этически, и физически. Моя героиня, например, гимнастка, а я этим никогда не занималась, так что два месяца жизни без остатка ушло на непрерывные тренировки", – сообщила Ариана Лабед.