Церемония награждения национальной театральной премией "Золотая маска" прошла на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Пожалуй, главной неожиданностью мероприятия стало вручение престижнейшей награды скандальной опере Бенджамина Бриттена "Сон в летнюю ночь".
Главная театральная премия России в 2013 году разрослась почти до четырех десятков номинаций. В этом году фестиваль длился два с половиной месяца. Всего в рамках "Золотой маски" были показаны десятки спектаклей из России, стран Балтии, Польши, США, Финляндии. В конкурсной программе приняло участие 57 спектаклей в области драмы, оперы, балета, кукольного театра и современного танца.
По традиции церемония вручения премии началась с объявления лауреатов оперетты и мюзикла, передает РИА Новости. В отличие от прошлого года, когда ни один из номинантов в этой категории не был удостоен наград, нынешнее жюри решило раздать "Маски". Три главных приза достались мюзиклу "Бал вампиров" Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. Он был признан лучшим спектаклем в номинации "Оперетта/Мюзикл", а исполнители главных партий в этой постановке – Манана Гогитидзе и Иван Ожогин – получили "Маски" как лучшие исполнители.
Остальные призы разделили региональные театры. Борис Мильграм стал лауреатом в категории "Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле" за спектакль "Алые паруса" пермского Театра-Театра, а лавры лучшего дирижера достались Алексею Людмилину за "Алые паруса" новосибирского театра "Глобус". Ни одной "Маски" не получили театр "Московская оперетта" со спектаклем "Фанфан-Тюльпан" и "12 стульев" новосибирского Театра комедии.
За мюзиклом и опереттой последовала опера. За "Лучшую женскую роль" заслуженную "Золотую маску" получила Надежда Кучер, спевшая Медею в постановке MedeaMaterial Пермского театра оперы и балета. Лучшим певцом жюри признало Ильдара Абдразакова, сыгравшего сразу несколько ролей в "Сказках Гофмана" Мариинского театра. В режиссерском состязании лучшим судейская коллегия признала Дмитрия Чернякова, поставившего спектакль "Руслан и Людмила" на исторической сцене Большого театра. Его же работа художника в этом спектакле была признана лучшей в номинации "Художник в музыкальном театре". Пальма первенства среди дирижеров в опере досталась Теодору Курентзису за работу в спектакле Cosi fan tutte Моцарта Пермского театра оперы и балета. Чуть позже Курентзис еще раз вышел на сцену за "Маской" – тоже за "Лучшую работу дирижера", но уже в балете, за спектакль "Шут".
В самой главной оперной номинации – "Лучший оперный спектакль" – приз, как и в прошлом году, достался Музыкальному театру имени Станиславского. На этот раз премию получила опера Бриттена "Сон в летнюю ночь" в режиссуре Кристофера Олдена. Спектакль еще до своей премьеры приобрел скандальную известность. Дело в том, что актерам пришлось курить и обнажаться прямо на сцене. Более того, в мае 2012 года оперу обвинили в "пропаганде гомосексуализма и педофилии". Однако побывавшая на премьере экспертная группа, сформированная руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, не подтвердила обвинений. В настоящее время театр не рекомендует смотреть спектакль детям младше 14 лет. Экспертами "Маски" спектакль был номинирован в нескольких категориях, в том числе как лучший спектакль в опере. Также были отмечены работы режиссера Кристофера Олдена, дирижера Уильяма Лейси, исполнителя главной мужской роли Романа Улыбина и художника Чарльза Эдвардса.
Главной героиней балетной "Золотой маски" стала Диана Вишнева и ее спектакль "Диана Вишнева: Диалоги", представленный петербургским Мариинским театром. Балерина дважды выходила на сцену, получив сначала свой индивидуальный приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце, а затем и "Маску" за "Лучший спектакль в балете".
Приз за лучшую мужскую роль также отправился в Санкт-Петербург, но уже в Театр балета Бориса Эйфмана. Eе для труппы заработал Олег Габышев, исполнивший роль Родена. Гай Вайцман и Рони Хавер получили приз за лучшую работу балетмейстера/хореографа в балете и современном танце за "Историю солдата" проекта "Платформа", Международного центра танца и перформанса "ЦЕХ" и Танцевальной компании Club Guy and Roni.
Лучшим спектаклем в современном танце стали "Едоки" московского Театра-студии современной хореографии.
Региональные театры были отмечены премиями за работу художников. Приз за лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре получила Ирэна Белоусова за "Графа Ори" Екатеринбургского театра оперы и балета, а лучшим художником по свету был признан Александр Мустонен за спектакль "Золушка" Музыкального театра Республики Карелия. Алексей Сысоев получил "Маску" за лучшую работу композитора в спектакле "Полнолуние" фестиваля "Территория".
По традиции жюри присудило и специальные премии. Одна досталась спектаклю "Игра о душе и теле" Детского музыкального театра имени Сац (спектакль был номинирован в нескольких категориях, но призов не получил). Также жюри наградило специальными призами два коллектива – Екатеринбургский театр оперы и балета, отметив переход на новый качественный уровень труппы в постановке оперы "Граф Ори", и Пермский театр оперы и балета за вечер балетов "В сторону Дягилева".
"Золотую маску" в драме в этом году трудно было назвать предсказуемой – конкурс в номинациях "большая форма" и "малая форма" был достаточно напряженным. Одним из главных вопросов, которым задавалась театральная общественность, – получит ли "Маску" Константин Богомолов, номинированный дважды, – за "Лира" ("Приют комедианта" и за "Год, когда я не родился" ("Табакерка"). Богомолов, чьи спектакли провоцируют настоящие баталии в профессиональном сообществе, "Маску" так и не получил - и тут только можно вспомнить, сколько лет жюри фестиваля не замечало существование Кирилла Серебренникова и его спектаклей. Жюри отметило спектакль Богомолова только в актерской номинации - Роза Хайруллина получила "Маску" за роль Лира. Актерские номинации, вообще, оказались достаточно интересными. Победителем в номинации "мужская роль" стал Виталий Кищенко, исполнитель роли Платонова в спектакле Ярославской драмы "Без названия" (режиссер Евгений Марчелли), "обыграв" здесь и Евгения Миронова, и Юрия Яковлева.
Лучшим спектаклем большой формы стал все тот же "Без названия" – сложный блестящий трагикомический фарс по первой пьесе Чехова. "Спасибо "Маске", жюри за эту маленькую огромную радость", – сказал Марчелли.
А лучшим режиссером, и это, наверное, главная неожиданность "Золотой маски"-2013, стал Марат Гацалов, постановщик спектакля "Август. Графство Осейдж" в новосибирском "Глобусе". При этом без "Масок" в основных номинациях остались "монстры": "Гедда Габлер" Камы Гинкса, "Таланты и поклонники" Миндаугаса Карбаускиса, "Пристань" Римаса Туминаса, получившая спецприз. Еще один спецприз достался молодым авангардистам Дмитрию Волкострелову и Ксении Перетрухиной.
Достаточно смелое решение приняло жюри в номинации "спектакль малой формы", вручив "Маску" спектаклю из Санкт-Петербурга "Антитела" – документальной истории об убийстве антифашиста Тимура Карачава в постановке Михаила Патласова. Спектакль, в котором право голоса дано матерям убитого и убийцам, свидетелям произошедшего и представителям молодежных радикальных организаций, – это попытка разобраться в вопросе вины, ответственности, справедливости. "Я не могу сказать спасибо, потому что за этим спектаклем все-таки стоит смерть человека. Спасибо, что привлекаете внимание к тем проблемам, которые окружают нас за стенами этого театра", – сказал Михаил Патласов, получив награду.
Вручение "Золотой маски" в номинации "Эксперимент" удивило многих экспертов - без награды остался театр.Doc, а победителем назвали спектакль-перформанс "Полнолуние" фестиваля "Территория" в постановке Филиппа Григорьяна.
После вручения наград в основных номинациях почетными премиями наградили выдающихся деятелей театра. В этом году лауреатами "Золотой Маски" с формулировкой "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" стали Татьяна Доронина, Леонид Броневой, Зинаида Шарко, Иван Бобылев, Роберт Стуруа и Александр Белинский.