Несомненной удачей фильма стал подбор актеров. Главные роли сыграли молодые таланты – Мартинс Калита из Латвии и Виктория Соловьева из Донецка. Традиционно для Михалкова тщательно прописаны второстепенные персонажи, которые составляют фон основной истории – воспоминаний сломленного белогвардейского офицера о его случайной любви, случившейся в мирном и уютном 1907 году.
Михалкову удалось сохранить верность себе. "Самое главное, что отличает большого художника – свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию – очень сложно. "Солнечный удар" – это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения", – охарактеризовал картину директор "Мосфильма" режиссер Карен Шахназаров.
"Больше всего в фильме "Солнечный удар" мне нравится та манера, в которой режиссер ведет рассказ, как описывает "болевые точки". Мне понравилось, что в фильме нет назидательности и навязчивости, которая может раздражать противников. Я имею в виду моральный и идеологический, политический смысл. В фильме отражены идеи, которые тревожат Михалкова. Темы мундира, чести, доблести, любви – как к женщине, так и к своей стране. Я считаю, этот фильм очень полезен молодежи, и он ей понравится, так как режиссер не навязывает свою точку зрения. Думаю, зритель этот фильм примет, потому что он в высшей степени качественный, гениальный. Ведь можно создать прекрасный продукт, но, если в картине нет крыльев любви, тогда такой гениальный фильм не получится. В "Солнечном ударе" чувствуется полёт души Михалкова. Автор достиг совершенства в своём языке и в своей профессии. Я его искренне поздравляю", – цитирует впечатления народного артиста СССР Юрия Башмета "АиФ".
В свою очередь, режиссер Глеб Панфилов выразил уверенность, что Михалков снял очень современное кино: "Я не берусь говорить за всех, разумеется, но то, что сегодня происходит в нашей жизни очень каким-то внутренним образом связано с тем, о чем речь идет в фильме. Эта картина очень впечатляет сегодня именно потому, что мы еще не пережили переход от СССР к демократической России. Мы в процессе. У каждого очень много и иллюзий, и переживаний, связанных с этим. Фильм касается этих болевых точек, этих сторон нашей жизни. Я могу сказать, что Михалков сделал очень современную картину, очень нужную", – цитирует его "Московский комсомолец".
Его точку зрения разделил продюсер Иосиф Пригожин: "Я бы не хотел оказаться в такой ситуации, в которой оказался поручик. Я бы не хотел оказаться в том состоянии, когда я бы стоял и удивленно задавал сам себе вопрос: как все это могло случиться? Нужно иметь смелость действовать, принимать решения. Мы каждый день стоим перед выбором". Киноэксперт Антон Долин, который известен критическим отношением к Михалкову, так отзывается о "Солнечном ударе" в своем блоге: "Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский "Титаник". История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная структура и внятная мысль, с которой трудно поспорить".
Помимо актерского состава, отлично подобрана и музыкальная тема. "Музыка в фильме играет особую роль. Потрясающие темы, которые, мне кажется, могут войти в этот репертуар. Один этот вальс потрясающий, когда юнкер на коньках танцует среди белогвардейцев, своих товарищей. Это просто шедевр. Вот эти сказочные сцены с этим шарфом. И главные темы любви. Я уже не говорю о теме, которая лейтмотивом проходит. Лейтмотив этой любви", – восхищается певица Валерия.
Как писали ранее Дни.Ру, Михалков задумал картину 37 лет назад – вначале как экранизацию "Солнечного удара", потом решил соединить этот акварельный рассказ с "Окаянными днями", не смущаясь мнением коллег о том, что это принципиально невозможно. Постепенно сценарий дополнялся разными деталями революционных событий, почерпнутых в архивах и произведениях современников Бунина, усложнялся аллюзиями на другие фильмы, книги. И только теперь увидел свет.
"Замечательный киновед Владимир Дмитриев, к сожалению, ныне покойный, подошел ко мне как-то и сказал: "Сними "Солнечный удар" и, если у тебя это получится хотя бы на 30%, считай, что ты – режиссер", – вспоминает Михалков. В итоге, по словам режиссера, получилась экранизация не произведения, а автора, так же как было с Чеховым в "Неоконченной пьесе для механического пианино" и с Гончаровым в фильме "Несколько дней из жизни Обломова".