Дни.Ру побеседовали с координатором кинопроектов Гете-Института в Москве Татьяной Чагиной, директором Центра документального кино Софьей Гудковой о подготовке к фестивалю, "немассовом" документальном кино, которое внезапно стало востребованным среди российских зрителей, и непредвзятой картине мира, нарисованной режиссерами. Как проходил отбор картин, как формировалась фестивальная афиша в этом году? Татьяна Чагина, координатор кинопроектов Гете-Института в Москве: Когда встал вопрос, какие именно фильмы мы бы хотели представить российскому зрителю, то решили, что было бы логичным показать наиболее широкий жанровый спектр – это и фильм-портрет Ульрике Оттингер, выдающейся художницы, режиссера, фотографа, во многом определившей ситуацию на культурной сцене Германии 60-х и 70-х годов, работавшей бок о бок с такими блестящими мастерами, как Фассбиндер и Уорхол; представить документальные работы в жанре личного эссе-дневника, как мы это увидим в фильме "Не забывай меня", где режиссер становится одновременно и участником, и хроникером болезни и жизни своей матери. Мы также хотели представить фильмы-расследования. Так, фильм "Семья" являет собой редкое, почти детективное расследование расстрелов мирных граждан, волей случая оказавшихся на подступах к Берлинской стене. Когда мы задумались о ретроспективе, то имя Ули Гаульке было первым, поскольку Ули – неповторимое явление. Его документальные фильмы популярны во всем мире: редко кому из документалистов удается сочетать талант комедиографа и работу в жанре документального кино. На фильмах Ули действительно нескучно, хотя речь идет о серьезных проблемах. О том, как ему это удается этого добиться, он расскажет на его мастер-классе в воскресенье в 13:00 в Центре документального кино. Еще одним фильмом – потрясением для публики станет фильм о художнике Бельтракки, который представит режиссер Арне Биркеншток. Фильм – саморазоблачение художника, создававшего подделки на протяжение всей жизни. Какие актуальные темы поднимались авторами в этом году? На какие фильмы Вы бы посоветовали обратить особое внимание? Софья Гудкова, директор ЦДК: Основными темами, которые затрагивают авторы фильмов, стали любовь, непростые жизненные обстоятельства, внутренняя свобода, искусство. Два фильма – "Велогонщик Летч" и "Семья" – рассказывают истории людей, которые подвергались слежке и пострадали от действий Штази. Показ этих картин в программе состоится по случаю 25-й годовщины падения Берлинской стены. Фильм "Бельтракки: искусство подделки" Арне Биркенштока впервые был показан на Берлинском кинофестивале в 2014 году. Он рассказывает историю Вольфганга Бельтракки, которого многие называют мошенником века. В течение 35 лет арт-мошенник умудрился подделать и продать картины, выдавая их за работы модернистов Макса Эрнста, Макса Пехштейна, Генриха Кампендонка. Фильмов в программе немного, и каждый найдет своего зрителя. В последнее время многие деятели культуры отказываются от визитов в Россию. В этом году были подобные прецеденты со стороны режиссеров? Нет, мы не столкнулись с этим во время подготовки фестиваля. Насколько востребованы документальные фильмы и фестивали сегодня? Они вызывают ажиотаж у российской публики? Документальное кино востребовано. Хорошая работа всегда востребована. Однако слово ажиотаж мне не нравится, оно здесь неуместно. Документальное кино по своему определению – немассовый вид искусства. При этом зачастую наш небольшой зал переполнен, и все билеты выкуплены за насколько дней до события. Все зависит от программы и того, насколько кино соответствует ожиданиям и раздумьям своего зрителя. В последнее время "выстрелило" сразу несколько отечественных документальных проектов – "Реальности", "Срок". С чем Вы это связываете? На мой взгляд, это связано с ожиданиями целевой аудитории: люди хотят непредвзятой картины мира. К сожалению, телевидение давно у нас выполняет функцию искаженного зеркала. Продюсер проекта – мой бывший коллега Алексей Пивоваров. Мы все выросли из старой школы НТВ. Алексей очень правильно и вовремя уловил суть событий. А талантливые Расторгуев и Костомаров с помощью доступных документальным проектам средств реализовали задачу: показали зрителю жизнь, как она есть. И жизнь удалась во всех смыслах этого слова. Режиссер Дмитрий Кубасов в разговоре со мной отметил, что в последние годы художественное кино явно "кренится" в сторону документалистики, применяет его методы, принципы. Этот "документальный" поворот продолжится, или, напротив, стоит ожидать падения интереса к документалистике? Я не сторонник того, чтобы делить кино на художественное и документальное. Есть просто талантливая работа или бездарная. Мир многополярен, границы стираются, все переплетается и перемешивается. Почему, если так в жизни, в кино должно быть по-другому? Мне кажется, это закономерный ход событий. А что касается ожиданий аудитории и падения интереса, то, на мой взгляд, ответ на этот вопрос очень простой. Если ты – талантливый, честный человек, любишь свое дело и отдаешься ему целиком и при этом сохраняешь самоиронию, то твоя работа всегда найдет своего зрителя. Но я – оптимист.