Эта история началась почти 20 лет назад – в 1995 году. Именно тогда подающему надежды австралийскому режиссеру Питеру Джексону пришла в голову идея воплотить мир Толкина в жизнь. Успех экранизаций ошеломил киномир: фильмы собрали в прокате почти три миллиарда долларов, выиграли 17 "Оскаров" из 30 номинаций, а Джексон стал настоящей легендой и главным голливудским мастером эпического кино. Однако почивать на лаврах режиссер отказался и решил замахнуться на приквел "Властелина" – роман "Хоббит, или Туда и обратно". Несмотря на то что в книжном варианте это лишь небольшая детская сказка о приключениях молодого Бильбо, Джексон решил сделать из нее такую же трилогию, как и из масштабного романа "Властелин колец". И если в первых двух частях Джексон следовал тексту Толкина, то
в третьей части он дал волю собственной фантазии, сделав все, чтобы накрепко связать между собой в книжном варианте довольно далеких друг от друга "Хоббита" и "Властелина колец" и добавить сказке эпичности. Поэтому тем, кто пока ограничился лишь чтением о вселенной Средиземья, пойти в кино все же стоит – версия Джексона заслуживает самого пристального внимания. И хотя западные критики уже обвинили режиссера в неуемном стремлении к обогащению, можем сказать, что если он и хотел выкачать деньги, то сделал это весьма эффектно и талантливо.
Новая картина стала не только самой короткой частью средиземского секстета (вместе с титрами она занимает 144 минуты), но и самой зрелищной. Зритель получает здесь все 33 удовольствия, для начала благодаря технологии съемки – цифровыми камерами "Рэд Эпик" в 3D на скорости 48 кадров в секунду. На полную катушку использована и технология захвата движения, благодаря которой нарисованные персонажи получаются пугающе реалистичными. Добавить к этому грандиозные визуальные эффекты и потрясающие пейзажи Новой Зеландии – и вот уже картинка получается настолько завораживающей, что даже избалованный зрительский глаз радуется таким стараниям. Тем же, кто после прочтения романа боится не увидеть ничего нового в кино, можем сказать: кульминация книги Толкина – убийство дракона Смауга – здесь происходит еще до заставки с названием фильма. Казалось бы, зачем еще два часа? Но именно тут Джексон и вступает в права интерпретатора мысли Толкина. Он добавляет политических интриг, четче прорисовывает некоторые сюжетные линии и персонажей, которых мы уже видели во "Властелине колец" и, конечно, устраивает
грандиозную битву пяти воинств, которая стала самым эпичным сражением не только в киновселенной Средиземья, но и в мире кино. "Это сражение отличается от всего, что мы снимали раньше, – рассказывает Джексон. – Различные силы, множество существ, огромные пространства подчеркивают ее грандиозный масштаб. Мы оказались на линии фронта вместе с ними".