Традиционно шоп-туры организовывались по двум направлениям: Европа и Азия. Тем не менее в последнее время такая практика становится все менее популярной среди россиян. Эксперты в этой области видят причину в скачках стоимости валют.
"Там приобретали мебель, технику, ювелирные украшения. И в том и в другом направлении имеет место некоторое снижение. На Европу снижение значительно больше, на Азию – небольшое, но оно тоже имеет место. Снижение на Европу – порядка 30% в среднем ценовом сегменте, а на Азию – где-то до 10%", – пояснила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Тем не менее, по ее словам, негативные тенденции отрасли никак не коснулись элитного шоп-туризма.
"Поток туристов в любом случае уменьшился. Но вообще в основном теперь едут за едой. За одеждой едет мало кто. В Финляндии, например, покупают в основном сыр, масло. Деликатесы стали меньше покупать. А если набрали больше пяти килограммов – оставляют или штраф платят, но чаще оставляют", – цитирует "Русская служба новостей" менеджера туристической компании "Лидер", которая занимается организацией подобных туров. Согласно последним требованиям законодательства, россияне могут ввозить в страну для личного пользования до трех литров алкоголя, до пяти килограммов продуктов животного происхождения и до 50 килограммов прочих товаров.
В то же время эксперты отмечают всплеск туристической активности из Европы в Россию. "Покупают ширпотреб, даже какую-то бытовую технику. Бытовая техника у нас корейская, японская, много Китая и Вьетнама. В основном те вещи, которые шьются в Азии и у нас продаются, в России покупать дешевле, чем в Европе. Это происходит за счет транспортировки в том числе", – заявил президент Альянса турагентств Андрей Гаврилов.