Рок-н-ролл в свое время совершил настоящую революцию у себя на родине – в США. Родившись на стыке негритянской и "белой" музыкальной культуры, в середине 1950-х он стал настоящим вызовом системе, буквально перевернув с ног на голову привычный мир и устои. Дух свободы и бунтарства, содержавшийся в нем, оказал огромное влияние на западную культуру и в итоге привел к знаменитой триаде "секс – наркотики – рок-н-ролл". Безусловно, все эти ценности были глубоко чужды советскому человеку, занятому в то время строительством коммунизма и борьбой с космополитизмом, поэтому от рок-н-ролла СССР достался относительно безобидный твист, и кратковременное явление стиляг. На фоне бушующей за железным занавесом эпидемии это можно было считать профилактической прививкой. Затем хрущевская оттепель кончилась, а с нею – тлетворное влияние музыки Запада, и все вернулось на круги своя. На память о том, что это вообще было, осталось популярное нынче видео выступления моисеевского ансамбля: Вторую попытку покорить русскую публику рок-н-ролл предпринял в 80-е на волне возрождения жанра. Тогда в Великобритании, Нидерландах и ряде других стран снова возник интерес к оригинальному жанру – а в СССР как раз началась перестройка, и рок-н-ролл обосновался на советской эстраде. Группа "Браво", бит-квартет "Секрет" и "Зоопарк" стали первыми ласточками неорокабилли, фактически основавшими отечественный жанр. Наконец-то рок-н-ролл почувствовал себя в своей тарелке и вплоть до начала 90-х пускал в СССР первые побеги. Как говорится, лучше поздно, чем слишком поздно. Бунтарского в советском рок-н-ролле было немного: будучи официально разрешенным, он не покушался прямо на разрушение устоев. Однако на фоне традиционной советской эстрады выглядел революционно и оказался максимально востребованным эпохой. Возможно, дело было в том, что даже из дистиллированного советского рок-н-ролла никуда не делся дух свободы, и можно даже сказать, что и он косвенно подтачивал режим, выступая в роли культурного моста между Советским Союзом и Западом. Хотя тут историки могут и поспорить – в конце концов, знаменитой стала фраза "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь", а вот про рок-н-ролл такой поговорки не существует. В 90-е рок-н-ролл в России не то чтобы умер, скорее передал дела русскому року и отошел на второй план. Но лишь для того, чтобы снова вернуться – на этот раз уже с триумфом. В середине нулевых происходит третье пришествие рок-н-ролла в Россию. Набирают популярность соответствующие тематические вечеринки, концерты прародителей жанра (например, Чака Берри) собирают аншлаги в Москве, открываются целые бары и клубы, оформленные в соответствии с жанром. Спрос на него растет, крепнет и оформляется в 2008 году выходом на экраны фильма-мюзикла "Стиляги", посвященного одноименному движению 50-х. Фильм Валерия Тодоровского, с одной стороны, лег на благодатную почву и имел успех в прокате, с другой – спровоцировал дополнительный интерес к рок-н-ролльной культуре. Третья волна не породила новых звезд на отечественной сцене, зато сильно популяризировала саму рок-н-ролльную культуру среди населения. Можно сказать, что именно в нулевые она из андеграундной стала по-настоящему массовой. Элементы стиля 50-х снова вошли в моду – все эти очки в толстой оправе, зализанные прически, кожаные куртки и брюки-дудочки, юбки-колокольчики... Но главным направлением рок-н-ролльного прорыва стали разнообразные танцы, и теперь практически в каждой уважающей себя танцевальной школе есть класс по твисту, буги-вуги, линди хопу или свингу. Особняком стоит акробатический рок-н-ролл, в котором Россия, как ни странно, добилась наиболее заметного успеха. Изначальный танец 50-х, построенный на импровизации, экспрессии и нарочитой небрежности по отношению к партнерше, в 70-е годы трансформировался в полноценный вид спорта – с высоким темпом, акробатикой, сложнейшими элементами и без тени пренебрежения к женщинам. Несмотря на существенное отставание от остального мира (в России этот спорт начал формироваться в конце 80-х, а окончательно встал на ноги лишь к третьей волне), именно российские танцоры являются признанными мировыми лидерами в этом виде спорта. Только Ольга Сбитнева и Иван Юдин пять раз становились чемпионами мира, а на недавнем чемпионате мира в немецком Фленсбурге российские команды ни в одной из категории не уехали без медалей. Этот вид спорта в России популярен как никогда прежде: по данным Всероссийской федерации акробатического рок-н-ролла, серьезно им занимаются в 43 российских регионах. Наиболее крупные центры сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Калининграде, а каждый год в России проходит с десяток крупных соревнований по данной дисциплине. Занятно, что один из самых известных американских жанров лучше всех в мире освоили танцоры из России. Учитывая нынешние прохладные отношения между нашими странами, в этом можно даже усмотреть некую иронию судьбы, хотя на самом деле подобные трансатлантические примеры в спорте не редкость. В шотландском гольфе вот уже много лет господствуют американцы, а английский, по сути, футбол очень даже прижился в далекой Бразилии. На полноценную адаптацию в России рок-н-роллу потребовалось 60 лет и три полноценных захода. Во время первого он посеял семена, во второй – пустил корни, а заплодоносил лишь с третьего раза. Но ведь только так и могло быть: как известно, русские долго запрягают, зато потом быстро едут. Фильм "Стиляги", массовое проникновение рокабилли-культуры в конце нулевых и одна из сильнейших школ акробатического рок-н-ролла – яркий тому пример.