О чем. В 1931 году датский художник Эйнар Вегенер (Эдди Редмэйн), одержимый мыслями о собственной женской сущности, одним из первых в истории решил сменить пол, чтобы навсегда остаться в памяти потомков как Лили Эльбе. Не остановили его ни мольбы любимой и любящей жены Герды (Алисия Викандер), ни грозящий крах карьеры, ни отсутствие гарантий на выживание после операции. Где-то мы это уже видели. В 2012 году юный любимец Канн Ксавье Долан рассказывал историю сменившего пола 35-летнего преподавателя Лоранса в "И все же Лоранс", а двумя годами позднее его соотечественник Франсуа Озон снял мелодраму "Новая подружка" о проблеме сексуальной самоидентификации. Трудная жизнь представителей сексуальных меньшинств воспевается кинематографом с завидной периодичностью и практически с той же частотой награждается. Стоит вспомнить хотя бы роль Шона Пенна в биографической драме "Харви Милк" (2008) об американском политике и первом открытом гее, избранном на государственный пост, или умирающего от СПИДа гомосексуалиста в исполнении Тома Хэнкса – оба актера, кстати, получили за свои работы "Оскар". А в прошлом году о трагедии гениального математика-гея Алана Тьюринга рассказал Бенедикт Камбербэтч в "Игре в имитацию" – здесь тоже был "Оскар", но за сценарий. Да что говорить о других – Вегенер в исполнении Редмэйна мало отличается от его же Хокинга во "Вселенной Стивена Хокинга" (2014) – телесные превращения при полном презрении к готовой на все любящей жене становятся визитной карточкой героев актера. Что нового. Блестящая игра Редмэйна. Он смело претендует на "Оскар" этого года, хотя уже получил приз киноакадемии в прошлом году, а в конкурентах теперь значится сам Леонардо Ди Каприо. Еще среди заслуг "Девушки из Дании" – отличная работа художника-постановщика и оператора – каждый кадр выверен до мелочей, атмосфера 20-х годов прошлого века передана безукоризненно. В последнее время мейнстрим в кино – история нонконформиста, восставшего против общества. Это неудивительно, ведь Американская киноакадемия всегда любила истории о трагедии одиночества, особенно если в них затрагиваются темы насилия или дискриминации любого толка, а кто в мире кино не хочет понравиться Американской киноакадемии? В этом году за "Оскар" борются сразу четыре таких фильма: "Выживший", "Марсианин", "Девушка из Дании" и "Джой". Все истории сделаны как под копирку: воз из реальной истории в основе, слабого сценария и не самой виртуозной режиссуры храбро тянет исполнитель главной роли. В нашем случае – Эдди Редмэйн, решивший снова поставить на ту же лошадь, что и в случае с Хокингом, и еще раз показать, как мастерски он умеет перевоплощаться. "Девушка из Дании" – рецепт идеального лауреата "Оскара". Создателями фильма руководит отнюдь не тяга к прекрасному, а холодный расчет, как собрать наибольшее количество статуэток всех форм, размеров и степеней престижности. История о трагедии человека и человечества, которое всегда готово дать подножку ближнему своему под соусом высоких моральных принципов, для таких целей подходит как нельзя лучше. Две параллельные прямые, говорит нам "Девушка из Дании", пересекаются раньше, чем за гранью бесконечного. В фильме этой точкой стал парк, где главного героя избивают до полумертвого состояния за то, что тот выглядит чуть более утонченно, чем местные бруталы. Еще вчера он был знаменитым художником, а сегодня стал никем: сущность, прятавшаяся в нем всю жизнь, вытеснила желание творить. "Я не хочу быть художником, я хочу быть женщиной!" – наивно восклицает Эйнар Вегенер в споре с женой, не ведая, что, может быть, эта самая женщина, дремлющая в нем, и помогала ему творить все это время, не претендуя на нечто большее. Но неожиданно ей помогает проснуться супруга, художница по совместительству: надев на мужа платье и чулки, чтобы закончить картину, она переписывает не только их судьбы, но и всего человечества. Эйнар становится лучшей моделью для ее картин, но за внезапный успех ей приходится платить личным счастьем – все и сразу бывает только в сказках, а здесь в основе история вполне реальная. Вегенеру настолько нравится рядиться в женское платье, что тайных визитов в женские гардеробные, как и выходов в свет в обличье якобы кузины Герды Лили ему уже недостаточно – плен мужского тела настолько невыносим, а общественное порицание столь велико, что ни жена, ни карьера Эйнара не останавливают. Желание вернуть истинную сущность и избавиться от насмешек сильнее не только логики и здравого смысла, но даже любви – к творчеству, дару и женщине, которая не вне, а рядом – родная и родственная душа, воплощение всепринятия и прощения, покорности и силы. Как бабочка на огонь он летит в кабинет хирурга-экспериментатора, убивающего Эйнара, чтобы подарить герою счастье и успокоение, а миру – Лили Эльбе. Раскаяться в содеянном герою, впрочем, не довелось – смерть пришла за ним быстрее осознания последствий, превратив "Девушку из Дании" в драму-перевертыш. Хочешь – считай ее назиданием потомкам о судьбе пошедших против природы, а хочешь – гимном сексуальной девиации и воле к победе, наплевавшей на все условности. Создатели картины скорее из второго лагеря: их работа таким же тараном движется к "Оскару", презрев художественную ценность, режиссерские находки и прочие атрибуты кино, оставляющего след в истории. Не стоит ждать от кино взрыва эмоций, как и ругать его на чем свет стоит: похвалы за неприкрытую дерзость оно однозначно заслужило.