Действия пиратов обходятся мировой экономике в 7-12 миллиардов долларов в год. При этом ответственность за 95% понесенных убытков лежит на сомалийских пиратах, которые для захвата судов используют хрупкие лодки и амуниция которых состоит, в основном, из автоматов Калашникова, шлюпочных якорей и лестниц.
Оставшиеся 5% составляют продолжающиеся случаи нападений пиратов в Гвинейском заливе и Малаккском проливе, заявляют эксперты.
Цена, которую приходится ежегодно платить мировому сообществу, включает в себя размеры уплаченных выкупов, страховые премии, затраты на перемаршрутизацию судов, военно-морское патрулирование, инженерно-технические средства безопасности, судебные процессы в отношении пиратов, а также другие косвенные расходы, в частности растущие на фоне повышения транспортных расходов цены на продовольствие в Восточной Африке.
Размеры некоторых из перечисленных затрат выросли астрономически. "Но более волнующим является тот факт, что все это направлено лишь на борьбу с симптомами. И практически ничего не было сделано для устранения первопричины", - говорят эксперты.
Начиная с 2006 года пираты совершили 1,6 тысячи нападений на суда, унесших жизни более 54 человек. Самый большой по сумме выкуп был уплачен за освобождение южнокорейского нефтяного танкера в ноябре 2010 года и составил 9,5 миллиона долларов. Предыдущий рекорд в семь миллионов долларов был выплачен пиратам за греческий супертанкер Maran Centaurus.
Средняя величина выкупа в 2010 году составила около 5,4 миллиона долларов. В 2005 году, к примеру, аналогичный показатель был на уровне всего 150 тысяч долларов.