Российские атомщики завершили проектно-конструкторские работы по созданию нового ядерного реактора, который придет на смену энергетическим установкам "чернобыльской серии". По оценкам экспертов, реакторы типа ВВЭР-ТОИ будут обеспечивать энергобаланс страны на протяжении ближайших 60 лет и начнут активно экспортироваться.
В России функционируют 34 энергоблока, которые дают около 16,5% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. В 2011 году российскими АЭС был достигнут рекордный уровень выработки электроэнергии, а ОАО "Концерн "Росэнергоатом", занимающийся эксплуатацией всех отечественных атомных станций, стал главным производителем электроэнергии, войдя в пятерку мировых лидеров по этому показателю.
Оптимальной долей атомного электричества в энергобалансе страны признана цифра 25-27%, сегодня атомные станции дают 16,5%. Российским правительством перед госкорпорацией "Росатом" поставлена стратегическая задача – не только заместить выбывающие мощности, но и нарастить долю АЭС при учете общего роста рынка электроэнергии, пишет "Независимая газета".
По словам главы госкорпорации "Росатом" Сергея Кириенко, это означает, что до 2030 года в зависимости от экономической ситуации у нас в стране должно быть построено от 26 до 34 энергоблоков. Это вызвано тем, что в ближайшие 15 лет намечена масштабная замена выводимых из эксплуатации реакторов типа РБМК так называемой чернобыльской серии – энергоблоков Ленинградской, Смоленской и Курской станций. Продлевать срок службы или модернизировать их нецелесообразно.
Направление отечественной ядерной энергетики на десятилетия – это последняя разработка российских ученых-ядерщиков проект – ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор, типовой, оптимизированный, информатизированный). В реальной жизни типовая станция, использующая технологию ВВЭР-ТОИ, будет выглядеть как двухблочная АЭС с реактором мощностью 1250 МВт, выполненная в современной информационной среде и в полном соответствии с максимальными требованиями к ядерной и радиационной безопасности. Реакторы данного типа будут заменять выбывающие энергоблоки старых АЭС и предлагаться на экспорт.
Создателями ВВЭР-ТОИ можно назвать научные коллективы НИЦ "Курчатовский институт", московского ОАО "Атомэнергопроект", ОАО ОКБ "Гидропресс", нижегородский ОАО "Атомэнергопроект", СП "Аlstom – Атомэнергомаш" и еще целый ряд предприятий отрасли. Всего над программой в течение пяти лет работали более трех тысяч специалистов.
Первый энергоблок станции Курской АЭС-2 станет головным реактором ВВЭР-ТОИ. Строительство на площадке в Курске начнется в 2013-м, а первый реактор будет введен в строй не раньше 2017 года, учитывая срок строительства – 48 месяцев.
В России прототипом ВВЭР-ТОИ служит Нововоронежская АЭС-2. Турецкой Республике при проектировании АЭС "Аккую" также формально предлагается аналогичный проект. Но за время согласования и проектирования станции в Турции российские атомщики закончили проект ВВЭР-ТОИ, поэтому технология и все преимущества типового оптимизированного информатизированного проекта будут предложены и Турецкой Республике. Хотя с формальной точки зрения первым ВВЭР-ТОИ будет именно первый энергоблок Курской АЭС-2.
Головной блок Нововоронежской АЭС-2 – это энергоблок проекта "АЭС-2006", но ВВЭР-ТОИ – это "АЭС-2006" с улучшенными эксплуатационными характеристиками. База "АЭС-2006" и ВВЭР-ТОИ одинаковая – реактор ВВЭР-1200. На сегодня госкорпорация "Росатом" планирует использовать опыт СССР, который уже переняли лучшие зарубежные энергетические компании, – серийное строительство атомных станций. Основой серии отечественных АЭС был выбран проект ВВЭР-ТОИ.
ВВЭР-ТОИ на 20% дешевле своего предшественника и в полтора раза быстрее в строительстве. Также разработчики учли негативные факторы, вызвавшие аварию на АЭС "Фукусима". Энергоблок ВВЭР-ТОИ рассчитан на обеспечение отсутствия выхода радиоактивных веществ в окружающую среду при землетрясении до восьми баллов, падении тяжелого самолета массой 400 тонн со скоростью 150 метров в секунду, с учетом возгорания и взрыва топлива; расчетная максимальная скорость ветра – до 56 метров в секунду.
На случай более серьезных катаклизмов в состав проекта ВВЭР-ТОИ входит устройство локализации расплава активной зоны (УЛР) – уникальная российская технология, которая обеспечивает гарантированное управление безопасностью благодаря локализации и охлаждению расплава ядерного топлива при разрушении оболочки реактора. Предусматриваемое в проекте ВВЭР-ТОИ сочетание пассивных и активных систем безопасности обеспечивает отсутствие разрушения активной зоны реактора в течение не менее 72 часов при любом сценарии протекания аварии, а технические решения проекта гарантируют переход реакторной установки в безопасное состояние при любых комбинациях исходных событий (природных и техногенных), в том числе и приводящих к потере всех источников электроснабжения.
При создании ВВЭР-ТОИ использовались не только российские технологии, но и французские, немецкие проектные решения. Уникальная особенность ВВЭР-ТОИ – комплекс виртуального прототипирования, где можно показать, как выглядит объект в целом. Это не только позволяет визуализировать проектные и конструкторские модели, но и отрабатывать процессы технического обслуживания и ремонта АЭС, моделировать действия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Подобные центры существуют в некоторых крупных автомобильных и аэрокосмических концернах, для атомной отрасли это инновация мирового значения.
Сегодня по объемам нового строительства АЭС Россия вышла на второе место в мире, а реализация проекта ВВЭР-ТОИ позволит выйти на лидирующие позиции, уверены разработчики. Госкорпорация "Росатом" может предлагать на внешних рынках очень гибкую платформу локализации и широкие возможности для сотрудничества в отличие от американских "друзей", которые серьезно зациклены на собственный производственный базис и на подконтрольные американскому и японскому капиталу предприятия. Например, у корпорации Westinghouse экономическая модель отличается от нашей. По аналогии с разработкой компьютерных операционных систем она использует не открытую архитектуру, а закрытый программный код. Российские же атомщики при сооружении АЭС больше готовы к коммуникациям, сотрудничеству с местными компаниями.
Другим преимуществом проекта ВВЭР-ТОИ служит достижение проектировщиками разумного, оптимального компромисса между экономическими показателями и показателями безопасности. Атомная электростанция хоть и стратегический объект, но показатели эффективности и рентабельности также принимаются в расчет.
"Проект, который мы завершили, – это лучшая из практик, унаследованная от Советского Союза, когда партнерам предлагалась открытая архитектура самого объекта с возможностью для развития начиная с финской АЭС "Ловиза" и условно заканчивая индийской "Куданкулам". Мы делаем проект для большого мира", – заявил директор Проектно-конструкторского филиала ОАО "Концерн "Росэнергоатом" Сергей Егоров.