Антияпонские настроения, охватившие Китай, могу нанести серьезный ущерб японским компаниям, работающим в стране. Однако и Китаю от японофобии придется не сладко, считают эксперты.
На прошлой неделе по Китаю прокатилась целая волна антияпонских протестов. Она охватили более 100 городов. Китайцам не понравилось, что японское правительство купило у частных владельцев три из пяти островов в спорном архипелаге Сенкаку, или Дяоюйдао в Восточно-китайском море.
Узнав о том, что японцы вступили в права владения, Китай послал к спорным островам целую военную флотилию. И разрешил гражданам немного погромить японские магазины, консульства и рестораны. Масла в огонь подлила широко отмечаемая в Китая 81-я годовщина вторжения Японии в китайскую Маньчжурию.
Эти беспорядки наблюдатели описывают как самые жесткие антияпонские протесты против Японии в Китае с 2005 года. Тогда причиной протеста также стали спорные территории.
Однако сейчас японскому бизнесу в Китае может быть нанесен еще более серьезный урон. Более десятка японских компаний остановили уже свой бизнес в стране из-за грабежей, саботажа и различных диверсий. В их числе оказались, например, Honda, Nissan, Toyota, Mazda, Mitsubishi, Yamaha, Hitachi, Komatsu и Canon – они просто закрыли свои заводы. Panasonic закрыл двери своей фабрики после того, как сотрудники разбили окно, сломали оборудование и устроили пожар.
От поездок в Китай пришлось отказаться японским туристам, а компании, например, пострадавшая Panasonic, отказываются от деловых поездок своих сотрудников в страну.
Недовольны и авиаперевозчики – количество рейсов Japan Airlines по маршрутам Токио-Пекин и Осака-Шанхай сократилось вдвое. Другая японская авиакомпания, Nippon Airways, заявила, что вынуждена отменить несколько рейсов из Китая в Японию. Вторая по величине авиакомпания Китая China Eastern заявила, что переносит открытие нового маршрута Шанхай – Сендай, запланированного на 18 октября, из-за небольшого спроса.
Погромы могут стать для японских компаний хорошим предлогом, чтобы покинуть страну, в которой все сложнее и все менее выгодно вести бизнес. Подобная ситуация ударит и по Китаю, считают эксперты. Экономическое развитие Поднебесной в последнее время замедляется, потребительский рынок находится в стадии стагнации. тоже стоит. Сейчас доля потребления в Китае по отношению к ВВП – одна из самых низких в мире. А продажи уже оказались под ударом из-за спада в экономике.