Система тарифов на железнодорожные перевозки в России доходит до безумства, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, такое положение вещей делает более выгодными дальние перевозки фурами и обеспечивает выживание РЖД за счет потребителя.
"Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя, а сама монополия не только не преуcпела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют в РЖД, они пустые", – цитирует Артемьева РИА Новости.
По его словам, российские тарифы на железнодорожные перевозки в последние годы уже достигли самых высоких мировых значений. Логистика, напомнил Артемьев, закладывается в цену всех товаров, поэтому по сути железнодорожная монополия живет за счет потребителя.
Глава ФАС также привел пример с перевозками овощей. По его словам, их бизнесмены уже начинают возить в Новосибирск из Краснодарского края с помощью фур. Артемьев подчеркнул, что это вредит экологии, загружает автодороги и создает опасность. "Даже такой пример должен сразу сказать всем, кто этим занимается, прежде всего тарифной службе: ну что вы делаете?" – отметил он.
Артемьев также обвинил РЖД в блокировании развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и заявил, что в этом смысле она остается советской монополией и похожа на компанию "Газпром". "Сама монополия остается типично советской монополией в своих абсолютно советских проявлениях, и это очень жаль, – заявил чиновник. – Некоторое время РЖД сотрудничали с антимонопольными органами и правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Сейчас она все блокирует, она не сотрудничает, то есть примерно становится нашим вторым железнодорожным "Газпромом", который и не начинал никаких реформ". Артемьев считает, что нужно придать "новое измерение" реформе железных дорог, которая не была бессмысленной, но еще не достигла цели. Существующее тарифное руководство РЖД – документ, где перечислены все тарифы железных дорог, Артемьев сравнил с "изодранным тришкиным кафтаном" и назвал документом, отражающим влияние различных лоббистских группировок на тарифы. "Тришкин кафтан" уже весь разодран, введение так называемых специальных исключительных тарифов то на одно, то на другое. Весь этот кафтан уже изодран до той степени, что там уже виден "тришка" со всех сторон в этом кафтане. Понимаете, это уже не документ, а просто изломанное, отражающее влияние разными лоббистскими группами на тарифы руководство, которое надо давно уже заменить новым и отказаться от этой исключительности", – заявил глава ФАС.
Исключительные тарифы, по его мнению, недопустимы, так как их предоставление одному игроку рынка искажает конкуренцию. "Это значит, что если у вас исключительный тариф, то у меня-то не исключительный. И вы меня ставите в какие условия? Это не конкуренция", – сказал Артемьев. Поэтому, заключил он, этот документ не имеет никакого отношения к экономике.