Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установила, что рынок магазинов беспошлинной торговли (duty free) в России монополизирован. Также он закрыт для входа новых участников из-за непреодолимости отдельных барьеров.
В 67 из них осуществляют деятельность duty free по одному оператору, в 14 пунктах – по два, в трех пунктах – по три субъекта хозяйственной деятельности, и лишь в пяти – четыре и более операторов. Об этом говорится в сообщении пресс-службы ФАС, посвященном итогам проведенного анализа этого сегмента рынка в 89 пограничных пунктах России в 2012-2013 годах.
"Однако в результате расчета коэффициентов рыночной концентрации выявлено, что только рынок услуг беспошлинной торговли алкогольной продукцией в границах воздушного пункта пропуска "Аэропорт Шереметьево" (терминал F) в 2012-2013 годах имел умеренный уровень концентрации, остальные же рынки услуг беспошлинной торговли являлись высококонцентрированными", – сообщает служба.
Кроме того, ФАС установила, что некоторые операторы осуществляли деятельность в границах нескольких пунктов пропусков. "Было выявлено 40 хозяйствующих субъектов, занимавших в 2012-2013 годах доминирующее положение на рассматриваемых рынках", – отмечается в сообщении. Высокая концентрация рынка duty free объясняется его закрытостью, так как "вход новых участников на рынок значительно затруднен из-за непреодолимости отдельных барьеров", в частности ограниченное количество площадей для организации магазинов беспошлинной торговли и их неприспособленность к торговле теми или иными товарами, считают в ФАС.
"С учетом особенностей осуществления беспошлинной торговли она является отдельным видом торговой деятельности и не может регулироваться едиными требованиями и правилами, которыми регулируется торговая деятельность, осуществляемая на "домашней" территории Российской Федерации. В связи с этим в действующем законодательстве необходимо предусмотреть особенности ее регулирования", – приводятся в сообщении ФАС слова заместителя начальника управления контроля социальной сферы и торговли службы Надежды Шаравской.
Исследование проводилось по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова в географических границах 44 воздушных, 33 автомобильных, девяти морских, двух железнодорожных и одного речного пунктов пропуска через госграницу России.