Идея обложить "вредные" продукты дополнительным налогом не является чисто российским изобретением. Разные страны уже пытались таким образом регулировать оборот сладкой газировки, но добиться укрепления здоровья населения с помощью этих мер пока никому не удалось.
Например, акциз на сахаросодержащие напитки вот уже много лет действует в двух штатах США – Западной Вирджинии и Арканзасе. Однако это никак не повлияло на число людей с избыточным весом: Западная Вирджиния уверенно занимает третье место в стране по количеству людей с ожирением, а Арканзас – четвертое. И такое положение вещей неудивительно: подавляющую часть калорий большинство людей получают из других сахаросодержащих продуктов, не попадающих под дополнительное обложение акцизом. По мнению исследователей, так происходит в том числе из-за того, что, в отличие от табака и алкоголя, они могут быть замещены потреблением других категорий пищевой продукции.
По данным Центра исследований и коммуникаций Тихоокеанско-азиатского университета, в случае введения на Филиппинах 20-процентного акциза на сахаросодержащие напитки ожидаемые поступления в бюджет составят 4,479-10 миллиардов песо, тогда как суммарные потери бюджета в этом случае оцениваются в 77,4 миллиарда.
Таким образом, опыт зарубежных стран демонстрирует неутешительную тенденцию: подобное налогообложение не способствует ни оздоровлению населения, ни улучшению состояния экономики.
Негативный опыт акцизов на сладкую газировку сдерживает их введение в большинстве других стран, где подобные идеи возникают. В 2015 году более 40 государств, включая Аргентину, Болгарию, Эстонию, Финляндию, Францию, Кению, Латвию, Румынию, Сербию, штатов и провинций рассмотрели и не поддержали введение акциза на сахаросодержащие напитки.
Что касается обстановки в России, то введение акциза может повлечь за собой стремительное падение российских производств и массовое сокращение рабочих мест. В конечном итоге ожидаемый экономический эффект (пополнение казны) попросту не состоится: снижение поступлений в бюджеты всех уровней от НДС, налога на прибыль и НДФЛ может полностью поглотить акцизную выгоду.
Подобный ущерб для индустрии также отметила финансовый аналитик Анна Бодрова. "Потребление снизится, но одновременно просядут параметры производства и продажи. Это значит, что налог предприятия тоже станет меньше", – указала она.
Глава российского Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров добавил, что, кроме прочих негативных социально-экономических последствий, "могут сильно пострадать российские компании, так как уровень локализации производства составляет порядка 95%, эффект от падения рынка примут на себя именно отечественные предприятия", – заявил он. Одновременно с этим существует риск, что российский рынок заполнят аналогичные товары, производящиеся в сопредельных странах Таможенного союза, где акциз не взимается.
Замдиректора компании "Карачинский источник" (Новосибирск) Елена Нагорнова также высказалась по поводу новой правительственной инициативы: "На данный момент мы только начали просчитывать возможные последствия от введения подобного налога. Но уже сейчас очевидно, что цены на продукцию существенно возрастут, объемы продаж значительно упадут – и это станет серьезной проблемой для всей отрасли".
Официальный представитель ООО "Адыгейский пивобезалкогольный завод "АСБИР" отметил, что введение акцизов негативно скажется на выпуске продукции: "Сейчас будет происходить подорожание на рынке, и недобросовестные производители могут использовать более дешевые ингредиенты, чтобы остаться в игре. Мы вообще думаем приостановить выпуск сладких газировок, потому что это становится попросту невыгодным – качественное сырье станет очень дорогим. Конечно, в связи с этим могут последовать и сокращения сотрудников".
Таким образом, возможное введение акцизов неизбежно окажет влияние на всю отрасль. Последствия коснутся всех без исключения производителей сладких газированных напитков.
В конце минувшей недели прошел Красноярский экономический форум – 2016, на котором представители бизнеса обсуждали планы экономического развития нашей страны до 2030 года, рассчитывая на стабильность и предсказуемость инвестиционного климата. Так, во время своего выступления генеральный директор компании Coca-Cola HBC Eurasia (компания предоставляет рабочие места более десяти тысячам россиян) Стефанос Вафеидис подчеркнул: "Как компания, заинтересованная в долгосрочном инвестировании в российскую экономику, мы верим, что создание открытого и стабильного бизнес-климата является ключом к устойчивому экономическому развитию. Бизнес-сообщество ценит позицию Президента Российской Федерации, которая была подтверждена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, о важности не допустить ухудшения положения налогоплательщиков за счет обеспечения неизменности условий налогообложения до 2018 года. Мы высоко ценим диалог с российским правительством и продолжаем инвестировать в социально-экономическую сферу страны".
Глава СПБН Петров отметил, что наибольший негативный эффект, с точки зрения потребителя, будут испытывать наименее обеспеченные слои населения, с точки зрения бизнеса – малые и средние форматы торговли. К примеру, в Мексике после введения акциза на все подслащенные напитки в размере 1 песо закрылось более 30 тысяч традиционных магазинчиков, в которых под новый налог попало более 50% ассортимента.
Что касается ситуации в России, то основную прибыль небольшие магазины и кафе получают за счет продажи пива, алкогольных и безалкогольных напитков. В случае введения акцизов на безалкогольные напитки закроются торговые точки, которые еще остались после введения ограничений на продажу алкоголя, а в случае снятия таких ограничений мы столкнемся с продажей доступных по цене алкогольных напитков около учебных и спортивных объектов. Что выберет молодежь в таком случае?
Думаем, что ответ всем понятен.