8 июля 2009 года в России вступил в силу новый порядок выдвижения кандидатов в губернаторы. С этого дня претендентов на пост главы субъекта Федерации вправе предлагать партии, которые имеют большинство в региональном парламенте.
Напомним, процедура выдвижения кандидатов на пост губернатора была предложена президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в ноябре минувшего года в рамках пакета законов, направленных на либерализацию политической системы. Политическая элита незамедлительно отреагировала на вступивший в силу закон.
Так, по словам члена президиума генсовета "Единой России", главы Государственно-патриотического клуба Ирины Яровой, нововведение позволит тщательно "отбирать, контролировать", а в случае неэффективности оперативно увольнять неквалифицированных градоначальников. По ее мнению, в результате прямых губернаторских выборов к власти в регионах зачастую приходили яркие политики, которые при этом ничего не смыслили в хозяйственно-экономических вопросах. Теперь подключение партий к процессу воспитания губернаторов должно обеспечить "еще большее взаимодействие исполнительной и законодательной власти".
В свою очередь, директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов заявил, что новые нормы "призваны институализировать роль партий в региональном срезе", а также сделать максимально прозрачным "механизм выдвижения кандидатов в губернаторы". Эксперт подчеркнул, что надежды некоторых облначальников, что заниматься формированием списков будут местные партячейки, не оправдались.
"В соответствии с логикой закона, процедура выдвижения кандидатов более сложная и позволяет учитывать интересы местных элит, контрэлит, а также федерального руководства партий. Последнее слово при этом остается за президентом", – рассказал он.
По мнению директора ВЦИОМ Валерия Федорова, новый порядок выдвижения губернаторов - это движение в направлении повышения авторитета и влияния партий. "Дело в том, что в любой стране, и в России в особенности, авторитета и фактических возможностей у исполнительной власти гораздо больше, чем у представительной. Если наши партии ограничить только сферой законодательной власти, то ожидать укрепления их авторитета и вообще партизации общественной жизни не стоит. Их можно допускать и в исполнительную власть – пусть осторожно и постепенно, но допускать. То, что мы видим сейчас, – это шаг в направлении дальнейшего укрепления нашей партийной системы и укрепления авторитета партий как на региональном, так и на федеральном уровне", - заключил он.