Политологи, опрошенные порталом Politanalitika, не смогли прийти к единому мнению по поводу стоимости избирательных кампаний одномандатников. Большинство экспертов (46%) оценили эти затраты на уровне 50-80 миллионов рублей. В их числе – и глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
"Лимит для большинства – это 50-80 миллионов. Это та сумма, которая позволяет рассчитывать на привлечение необходимого количества избирателей при условии стартовой известности", – сказал он.
По словам Калачева, кандидатами обычно становятся люди уже известные, которые вложились в свою узнаваемость заранее. Кроме того, определенные бонусы дает принадлежность к крупным партиям, таким как КПРФ или ЛДПР. А в случае с кандидатами от "Единой России" стартовую известность и вовсе создают праймериз, на которые кандидат вообще не расходует средства.
"Если говорить о возможности мощного старта, возможности заработать узнаваемость и доверие, то праймериз – это прекрасная возможность для кандидата сэкономить деньги, приобрести умения и навыки, личностный ресурс", – считает эксперт.
В то же время Калачев не исключил наличия крупных дорогостоящих кампаний при борьбе за одномандатные округа. "На выборы можно дать любые деньги, можно потратить 100, 150 и 200 миллионов. Будут кандидаты, чей бюджет будет значительно больше 100 миллионов рублей, будут и среди одномандатников такие, чьи бюджеты достигнут от 100 до 300 миллионов", – предположил он.
В свою очередь, директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что кандидат сможет уложиться в смету 30-50 миллионов рублей, правда, при условии его некоторой известности в округе.
"Не бывает так, что корабль приплывает с кандидатом, который "пыжиковую шапку уворовал", и его просто вот избирают за копейки. Если кандидат известен в регионе, у него накопились связи, сетка, он может использовать друзей, знакомых, автомобили и так далее. Все ему будет доставаться в несколько раз дешевле, чем тому кандидату, который приходит из ниоткуда или который вообще не имеет никакой известности", – пояснил он.
По мнению Данилина, кампании по 100-200 миллионов рублей годятся лишь для кандидатов, которые едут избираться в регионы из Москвы и готовы потратить крупные суммы. Однако в этом случае шанс на избрание у них все равно очень низок – примерно один из четырех.
"Изберутся люди, которые работают на местах, которых на местах знают. Конечно, если у тебя в кармане немерено денег, могут тебя избрать, но в реальности тратить деньги на заведомо проигрышную кампанию мало кто будет", – отметил он.
Напомним, что предстоящие выборы в Госдуму пройдут по смешанной системе: выбирать будущих депутатов предстоит и по партийным спискам, и среди кандидатов, выдвигающихся в одномандатных округах. Всего Центризбирком утвердил 225 одномандатных избирательных округов. Их наибольшая концентрация – в Москве (15), Московской области (11) и Санкт-Петербурге (8).