Опубликованный на официальном сайте форума доклад "Валдайская записка №54. Кризисы Европейского союза и его будущее" называет основные кризисные явления в ЕС, которые можно объединить в пять групп. Они касаются внутриполитического лидерства и солидарности, стабильности единой валюты и экономического роста, нормативного лидерства, иммиграции и террористической угрозы и, наконец, легитимности.
Последовательность перечисления кризисов не случайна. Первый
провоцирует три последующих, а они, в свою очередь, ставят под вопрос
легитимность Евросоюза, объяснила газете "Известия" автор доклада кандидат политических наук,
руководитель Центра превосходства им. Ж. Монне Татьяна Романова.
По ее словам, кризисы не означают в конечном итоге развала структуры. ЕС сохранит устойчивость, "правда, занят будет не строительством нового дома, и даже не капитальным ремонтом, а латанием дыр и возведением подпорок". Евросоюзу понадобится дойти до крайней точки, чтобы оттолкнуться от дна.
Автор доклада отмечает, что в ЕС исторически сложились две модели лидерства: руководство европейской комиссии и лидерство франко-германского тандема, где Париж осуществлял политическое руководство, а Германия гарантировала устойчивое экономическое развитие. Однако ни одна из моделей сегодня не действует, так как в ЕС доминирует лишь Германия. При этом "германизация", которая из валютно-экономической перекинулась на другие сферы интеграции, не может не вызывать раздражения других участников Евросоюза. Тем не менее солидарность внутри ЕС существует. Примером тому может служить консолидация позиции по России, когда солидарность со странами Центральной Европы стала одним из факторов ужесточения линии Германии в отношении России.
Романова называет несколько причин экономического кризиса еврозоны. Первая: отказ стран – членов зоны единой валюты от монетарного инструмента воздействия на рынок, но сохранение свободы действий в определении фискальной политики, в стоимости рабочей силы и в социальной политике. Вторая проблема объясняется отсутствием сближения стран – участниц зоны евро в сфере конкурентоспособности, производительности и стоимости труда, недостаточной синхронизацией их экономических циклов. К проблемам единой валюты прибавляется высокая система социальной защиты, консерватизм Старого Света, недостаточное сотрудничество научно-исследовательских институтов и бизнеса. В результате ЕС проигрывает конкуренцию с США в постиндустриальной экономике.
Касаясь кризиса ценностей и нормативного лидерства, автор доклада отметила, что, проповедуя нормы демократии, прав человека или верховенства законности на мировой арене, Брюссель не всегда успешен в их реализации на своей территории. Более того, готовность Евросоюза добиваться уважения соответствующих норм варьируется в зависимости от того, как это повлияет на его интересы. Наконец, после террористических атак также заговорили о том, что ценности демократии, прав человека и верховенства закона мешают ЕС гарантировать безопасность своим гражданам.
Для решения проблемы наплыва беженцев и предотвращения террористических атак, вместо поисков согласованных решений, страны ЕС стали восстанавливать внутренние шенгенские границы, отгораживаться от коллег по интеграции. Это создало серьезные трудности прежде всего для граждан ЕС и третьих стран, легально находящихся на его территории. "Зашатался и основной символ европейской интеграции – свободное перемещение граждан, что заставило говорить о дезинтеграции", заметила Романова.
Что касается пятой проблемы ЕС, то, по мнению эксперта, ее суть проявляется в отказе граждан признать то или иное событие или регулирование законным. Кризис легитимности сегодня проявляется прежде всего в усилившемся скепсисе граждан относительно интеграции. Это иллюстрирует и низкая явка на выборы в Европейский парламент, и увеличившееся количество депутатов ЕП от крайне правых партий, скептически настроенных по отношению к интеграции.
В докладе подчеркивается, что будущее ЕС имеет для России значение хотя бы потому, что страны Евросоюза все равно останутся важнейшими покупателями большей части российской экспортной продукции. Это, однако, не будет мешать Брюсселю проводить активную антироссийскую политику. "Насколько нужен России ЕС именно в его нынешнем виде, не настолько уж и актуальный вопрос. Ведь он, особенно после выхода Великобритании, неизбежно изменится. Мало надежды на то, что после миграционного и британского потрясений союз станет более сильным. Он, скорее всего, пойдет по пути экономизации и отказа от политических амбиций", – считает политолог, директор евразийской программы Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" Тимофей Бордачев.