В данный момент киносетям предстоит сделать непростой выбор – повысить цены на билеты или уйти из торговых центров. Во втором квартале 2014 года кинотеатры продали примерно 40,6 миллиона билетов, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный квартал 2013-го, выручка немного выросла – на 1,7%, до 9,983 миллиарда рублей, приводит РБК данные Rentrak Corporation. По итогам третьего квартала посещаемость сократилась только на 0,8%, до 42,9 миллиона, выручка увеличилась на 4,7%, до 10,061 миллиарда рублей. Но во втором месяце осени падение по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составило 8%, а по выручке – 14%.
Как заявил владелец сети кинотеатров "Киномакс", рублевая выручка продолжает падать последние полгода. "При этом большая часть наших инвестиций и затрат на аренду и эксплуатацию – в долларах", – утверждает он.
"Имеющиеся накопления люди стараются вложить в технику и одежду, если мы повысим цены, то даже эта последняя отдушина в виде похода в кинотеатры им станет недоступна, – отметил владелец сети "Люксор" Игорь Добровольский. – Последний раз такой хаос мы наблюдали, кажется, в 1991 году, когда в пятницу доллар стоил шесть рублей, а в понедельник – 120 рублей, мы тогда как раз первый фильм покупали".
Еще летом многие кинотеатры заметили тенденцию к ухудшению. С этим согласен аналитик Сергей Лавров: "Мы – импортозависимая страна, все оборудование оттуда, расчеты идут в валюте. Свою лепту внесли российские фильмы, по экранному времени они занимают чуть ли не 50%, а выручку дают смешную – залы полупустые". Единственным всплеском зрительского интереса станет Новый год, цитирует РБК Лаврова.
Кинотеатры, закупающие право показа иностранных фильмов за валюту, больше всего страдают от повышения арендных ставок в торговых центрах. Если торговые ретейлеры планомерно повысили цены на продукты, то сфера развлечений не может себе этого позволить. Это первое, от чего отказываются в сложной экономической обстановке.
"Сегодня по некоторым объектам, где нам еще не удалось договориться о переходе на приемлемые ставки аренды, размер операционных расходов достигает 25%, из которых 15% приходится на аренду, договоры по которой номинированы в долларах, что напрочь убивает экономику кинотеатров", – сообщил директор по стратегии сети "Формула кино" Кирилл Иванов. "Половина выручки в любом кинотеатре идет на оплату кинолент. Нормальный целевой показатель по аренде – 8–9%", – добавил Добровольский.
С 2011 по 2013 годы стоимость аренды в торговых центрах росла на 8-12% ежегодно для кинотеатров общей площадью три-пять тысяч квадратных метров. Киносети утверждают, что уже не в состоянии платить аренду по старым ставкам. Как альтернативу, они предлагают привязать арендную ставку к выручке кинотеатра. Это позволит повысить заинтересованность собственника торгового центра в увеличении трафика людей. Такая схема часто практикуется за рубежом.