Во вторник премьер-министр России Владимир Путин посетил Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), где попробовал свои силы в качестве звукорежиссера и пообещал прийти за зарплатой. После этого глава правительства провел совещание по развитию отечественного кинематографа и потребовал от работников кино совершить качественный рывок, чтобы укрепить свои позиции на международном рынке.
Председатель кабинета министров осмотрел павильоны ВГИКа, включая новую студию перезаписи, в которой установлено оборудование голливудского уровня. В ходе посещения студии речевого и шумового озвучивания, где работали над шумом шагов по снегу, Путин помог озвучить фрагмент фильма. Премьер-министру предложили "пройти по свежему снегу", который за кадром представляет собой подушку, набитую шуршащим полиэтиленом, передают "Вести.Ru". "Будем считать, что я внес небольшой вклад, свою лепту в киноискусство... Приду в конце месяца в кассу", - пошутил Владимир Путин.
Премьер-министр России также рассказал о мерах по поддержке молодых кинематографистов. "Правительство в начале этого года приняло решение выделить ВГИКу почти четыре миллиарда рублей, из которых один миллиард выделяется в этом году. Эти средства пойдут на проектирование и строительство нового учебного корпуса института, а также на техническое переоборудование всего вуза", - цитирует ИТАР-ТАСС заявление Путина. На память о посещении вуза премьер-министру подарили небольшую статуэтку оператора, несущего через плечо кинокамеру.
В тот же день руководитель российского правительства выступил на заседании Совета по развитию отечественной кинематографии, призвав совершить качественный рывок и закрепиться на мировом рынке. "Международное разделение труда в киноиндустрии в наибольшей степени зависит от качества предлагаемых услуг и продуктов. Факты таковы: только каждый шестой российский фильм востребован в зарубежном прокате и собирает там не больше одной пятой от своей российской аудитории, - приводит РИА Новости слова Путина. - Мы обладаем богатейшим кинематографическим наследием, наши фильмы традиционно получают престижные награды на международных фестивалях. Но массового иностранного зрителя у нашей продукции пока еще нет, то есть не только экономические, но и цели культурного, гуманитарного влияния в полной мере не достигаются".
Премьер-министр рассказал, что проблемы киноиндустрии кроются не в финансирования или налоговых льготах, а в качестве управления ресурсами. В качестве иллюстрации он привел ситуацию с Голливудом, который стал сверхприбыльной отраслью в период Великой депрессии. "Государство может помочь материально, может обустроить техническую базу, инфраструктуру, наладить образовательный процесс, но оно не сможет заставить зрителя смотреть то, что ему не интересно. Вот и весь "закон творчества"… - отметил Путин. - Хотя, конечно, можно говорить о том, что поддержка еще недостаточна. Никита Сергеевич (Михалков) позавчера всю плешь мне проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок. Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше. Но не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги".
Вместе с тем Владимир Путин признал и определенные успехи отечественного кино. В частности, доля кассовых сборов российских фильмов в общем объеме проката за несколько лет увеличилась с 4% до 25%. При этом уже за первые месяцы 2009 года сборы возросли еще на 15% по сравнению с аналогичных периодом прошлого года.
Согласно информации Министерства финансов России, систему государственной поддержки кинематографа планируется изменить уже с 2010 года. "Есть предложение разработать порядок предоставления поддержки через федеральный фонд поддержки отечественного кинематографа для того, чтобы этот фонд выбирал продюсерские компании, которым будут предоставляться средства (на производство фильмов)", - пояснила заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко.
Источник в правительстве уточнил, что деньги получат крупнейшие продюсерские компании, "которые все хорошо знают". Однако в случае низкой эффективности и плохой окупаемости фильмов, выходящих на экраны, эти компаниям больше не будут выделяться средства на новые картины. В то же время "арт-хаусное" и дебютное кино останется в ведении Министерства культуры.