Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Законопроектом устанавливаются порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции, за исключением военных судов и мировых судей. В соответствии с законом новым проектом предусматривается создание в судах различного уровня апелляционных инстанций.
Так, вместо Кассационной коллегии Верховного суда России предлагается создать Апелляционную коллегию Верховного суда, которая будет рассматривать гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного суда.
Пересмотр вступивших в силу судебных решений в кассационном и надзорном порядке предлагается возложить на президиум Верховного суда, информирует РИА Новости. Судебные коллегии Верховного суда также предлагается наделить правом рассмотрения в апелляционном порядке не вступивших в силу судебных решений, принятых верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов.
По предложению Минфина положения законопроекта, касающиеся апелляционного производства по гражданским делам, вводятся в силу с 1 января 2012 года, по уголовным делам - с 1 января 2013 года. Согласно законопроекту, в Верховном суде появится Общее собрание судей ВС и Совет судей ВС.
Президент России также внес в Госдуму законопроект "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ" для повышения эффективности рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции. В действующей редакции Гражданского процессуального кодекса закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями, предусмотрено апелляционное производство, а для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции, - кассационное производство.
В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс не содержит различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являются оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции. В законопроекте предлагается закрепить единый регламент проверочной деятельности судов второй инстанции.
Законопроект предлагает установить общие правила на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции. Также предлагается создать апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции России всех уровней и установить порядок апелляционного производства в судах второй инстанции. Это позволит обеспечить единство судебной практики по делам, которыми занимаются мировые судьи и федеральные суды обшей юрисдикции.
Законопроектом также предлагается увеличить срок для подачи жалобы в суд апелляционной инстанции. Основным нововведением пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Законопроектом также предлагается ввести новый порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу. В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке предлагается установить такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.