Аспирант Принстонского университета создал небольшой прототип ковра-самолета. В настоящее время ведутся его испытания.
В движение десятисантиметровый прозрачный пластиковый лист приводит "рябь". По его поверхности под действием электричества от одного края к другому идут мелкие волны, создавая поток воздуха, пишет деловая газета "Взгляд". Прототип движется со скоростью около сантиметра в секунду.
При этом в дальнейшем его создатель – аспирант Ноа Джафферис – надеется увеличить скорость до метра в секунду. Молодой ученый говорит, что идея создания такого аппарата пришла к нему во время чтения математической работы сразу после поступления в аспирантуру в Принстоне.
Ради "ковра-самолета" он отказался от перспективного проекта печати наночернилами электронных схем. Профессор Джеймс Штурма, который возглавляет исследовательскую группу Джаффериса, признал, что ему поначалу проект казался безрассудным. "Было трудно контролировать с высокой точностью поведение листа, потому что он деформировался при высоких частотах, – сказал он. – Не имея возможности точно предсказать, как поведет себя лист, мы не могли применять электрический ток с правильными параметрами, чтобы в результате получилось движение вперед".
В течение двух лет исследователи устанавливали датчики по всему листу, точно регулируя его поведение. После точной регулировки волны наконец стали вести себя согласно расчетам и небольшой "ковер" смог двигаться.
Лакшминараянан Махадеван из Гарвардского университета, который писал в 2007 году доклад, вдохновивший Джаффериса на этот проект, выразил удивление и восторг в связи с успехом принстонской научной группы. "Ноа пошел дальше теории и построил приспособление, которое работает, – сказал он. – Более того, оно работает довольно неплохо, как мы и предсказывали".
В свою очередь, Джафферис отметил, что собирается построить следующий прототип, работающий на солнечной энергии и свободно летающий на большие расстояния. Преимущество этого вида движения, утверждает он, заключается в отсутствии движущихся компонентов – таких, как зубчатые передачи, которые трутся друг о друга. Этим лист отличается от самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке.
"Идеальным было бы использовать его в какой-то пыльной, грязной среде, где движущиеся части быстро загрязнились бы и остановились, – пояснил он. – Тем не менее, признал он, при существующих технологиях размах крыльев "ковра-самолета", достаточно мощного, чтобы перевозить человека, составил бы минимум 50 метров. Не самое удачное транспортное средство для улицы".