При обследовании обшивки затонувшей на Волге "Булгарии" были обнаружены четыре пробоины, полученные во время эксплуатации судна. По версии газеты "Московский комсомолец", именно они могли стать причиной трагедии 10 июля. Между тем эти данные противоречат официальным результатам расследования.
Согласно официальной версии, к трагедии привело непригодное техническое состояние судна, в частности неисправность двигателя, систем радиооповещения, недостаток средств спасения, а также перегрузка.
Однако информация в акте внеочередного освидетельствования "Булгарии", проведенного в доке ремонтной базы флота имени Куйбышева, приводит к совсем другим выводам. Как отмечается в документе, на четырех шпангоутах судна имеются повреждения с разрывами. "По характеру повреждений можно сделать вывод, что они получены при движении судна на задний ход. Места повреждений расположены в районе топливного танка основного запаса топлива. Эти повреждения являются эксплуатационными, которые привели к затоплению танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт", – говорится в акте освидетельствования.
"Эксперты указывают, что повреждения получены при движении судна задним ходом. А такой маневр дизель-электроход мог совершить, скорее всего, только в Болгарах. По некоторым данным, неподалеку от причала есть подводные препятствия. Видимо, в момент маневрирования теплоход уперся в препятствие, что и вызвало гофрировку, а затем и пробоины", – рассказал изданию анонимный источник, передавший в газету упомянутый документ.
Сквозь отверстия, общая площадь которых составила 50–55 квадратных сантиметров, вода начала поступать в топливную цистерну, а затем в площадь машинного отделения. В результате судно шло не только с креном, но и с увеличенной осадкой. В этом случае достаточно было резкого маневра влево и шквалистого ветра, чтобы судно стремительно легло на правый борт.
Вероятно, команда долгое время не замечала повреждений и их последствий. Однако должны были проводиться регулярные замеры уровня воды в танках. Видимо, этого сделано не было, либо команда просто не успела этого сделать из-за короткого промежутка времени хода от Болгар до Сюкеева, полагает источник. Скорее всего, в последние минуты перед трагедией они все же поняли, что происходит, и поэтому капитан вел судно на мель. Если судно тонет – это единственный способ спастись.
Эксперт исключил вероятность того, что повреждения были получены при подъеме судна. Такие деформации были особо обозначены в документе. Комиссия же обращает внимание, что те самые четыре пробоины были получены именно во время эксплуатации дизель-электрохода. "Поймите, если нет затопления, судно не может так стремительно уйти на дно", – подчеркнул специалист.