Комплект выживания российских пилотов истребителей пополнится устройством, позволяющим справлять нужду на сверхзвуковой скорости, не отвлекаясь от управления самолетом. Это позволит летчикам проводить в воздухе гораздо больше времени не испытывая физиологического дискомфорта.
Новейший комплект снаряжения пилота самолета ПАК-ФА, разработанный ОАО "НПП "Звезда", совместили со специальными трусами с приемником жидкости ПЖ-1, благодаря которым пилот, не расстегивая подвесную систему, летный комбинезон и не отвлекаясь от управления самолетом, может опорожнить мочевой пузырь, после чего моча будет выведена за пределы самолета. Плавки помогут пилотам выполнять полеты по 10-12 часов без проблем для здоровья.
"Комплект снаряжения пилота для самолета Т-50 сейчас проходит заводские испытания и в ближайшее время будет передан ОКБ "Сухого" для установки на Т-50", – рассказал "Известиям" заместитель главного конструктора ОАО "НПП "Звезда" Николай Дергунов.
В настоящее время только самолеты Су-27 и Су-34 оборудованы похожими системами, но пилотам, чтобы справить нужду, приходится расстегивать снаряжение и комбинезон. Это приводит к риску потерять управления самолетом, поэтому пилоты предпочитают весь полет терпеть. Для более комфортного пребывания в воздухе пилотов МиГ-31М, патрулирующих в воздухе более десяти часов, в начале 1990-х годов были разработаны специальные плавки ПЖ-1. По словам одного из конструкторов плавок для летчиков, главного специалиста ОАО "НПП "Звезда" Владимира Ушинина, ПЖ-1 совместимы с комплектами выживания не только самолетов Миг-31, Су-27, но и новейших Су-30.
"ПЖ-1 – обычные хлопчатобумажные трусы. В паховой области закреплен специальный резервуар, куда и уходит жидкость. Резервуар шлангом с перепускным клапаном соединен с бортовой системой ассенизации, которая при включении за счет эжектора, питаемого горячим воздухом, обеспечивает выброс мочи за борт", – рассказал Ушинин.
В настоящее время проблема физиологического обеспечения пилотов истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков в ВВС развитых стран мира в воздухе стоит очень остро, поскольку благодаря дозаправкам, тактическая авиация проводит в воздухе по 12-15 часов. К примеру, полеты американских F-15E в 2001 году, при ударах по Афганистану, длились 15-20 часов.