Согласно нормам Жилищного кодекса, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах проводится за счет собственников. Формирование региональных фондов капремонта началось в 2014 году, однако в ряде субъектов России отмечены случаи прямого нарушения закона: местные власти своими нормативными актами обязывают нанимателей муниципального жилья платить эти взносы.
Так, постановлением главы городского поселения Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района Московской области определено, что оплата взносов на капремонт общего имущества многоквартирных домов является обязанностью нанимателей муниципального жилищного фонда. В сельском поселении Ивановское Рузского муниципального района Московской области Совет депутатов, утверждая размер платы, решил, что теперь оплата капитального ремонта муниципального жилья – забота проживающих в нем нанимателей. Совет депутатов Алексеевского сельского поселения Клепиковского муниципального района Рязанской области своим решением в качестве источника финансирования капремонта муниципального жилищного фонда также выбрал личные средства нанимателей.
Помимо случаев прямого нарушения закона, мониторинг проведения капитального ремонта показал поразительные совпадения. По результатам анализа статистических данных по всем российским регионам специалисты Центра "Народная экспертиза" зафиксировали в 30 регионах рост стоимости найма государственного и муниципального жилья в октябре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года. Скачкообразный рост цен произошел в период с мая по октябрь 2014 года – то есть как раз в тот период, когда наступил срок начала уплаты взносов на формирование региональных фондов капремонта.
Подавляющее большинство муниципалитетов не указывают на то, что увеличение платы связано с необходимостью формирования фондов капитального ремонта. Однако подобная синхронизация сумм и сроков уже, по мнению ОНФ, является предметом для изучения этих случаев органами прокуратуры.