Наиболее остро перед руководством столичного метрополитена стоит проблема нехватки воздуха на станциях в часы пик. В этом нет ничего удивительного – многие станции вместе с системами вентиляции проектировались очень давно и не рассчитаны на нынешний интенсивный пассажиропоток. Проблема требует нестандартного решения.
Одним из возможных нововведений может стать специальный поезд-пылесос, который при помощи вакуумных насадок очистит тоннели от грязи и пыли. По мнению специалистов, это значительно улучшит качество воздуха на станциях Московского метрополитена.
Руководство подземки обратилось в Центр инновационного развития (ЦИР) с просьбой найти и разработать новые комплексные решения для повышения качества воздуха на станциях. "Большое количество станций Московского метрополитена проектировались очень давно и не рассчитаны на текущий пассажиропоток, а существующая система вентиляции не справляется с удалением запахов, вредных веществ и паталогической микрофлоры", – цитируют "Известия" руководство метрополитена.
В 2013 году был проведен опрос пассажиров метро, и 41% опрошенных подтвердили недовольство качеством воздуха в подземке. Анализ состава воздуха подтвердил обоснованность этого недовольства. "Химические исследования взятых в метро проб воздуха показали, что значения концентрации двуокиси азота, а также окиси и двуокиси углерода близки к предельно допустимым. Кроме того, зафиксировано повышенное содержание пыли", – отмечают в метрополитене.
От разных компаний уже стали поступать заявки с инициативами по борьбе с загрязнением воздуха. В одном проекте предлагается распылять в подземке жидкость, которая, оседая на поверхности, превращается в пленку и под действием света уничтожает вредные бактерии. Производитель уверяет, что аэрозоль поможет бороться и с неприятными запахами.
Также предлагается установить в вестибюлях и на станциях новейшие вентиляторы, при помощи которых можно влиять на концентрацию вредных веществ в воздухе. А британская компания посоветовала запустить в подземке специальный поезд-пылесос, который будет очищать тоннели от грязи и пыли.
Специалисты отмечают, что в условиях перегруженности столичного метрополитена ни одна из этих мер не будет работать достаточно эффективно. "Системы вентиляции, которые имеются в метро, работают неэффективно в условиях перегрузки. Из-за этого многие пассажиры жалуются на то, что им не хватает кислорода. Уборка путей, конечно, и сейчас проводится механизировано – в метро уже используются такие поезда, которые моют тоннели. Возможно, существуют более современные модели, которые и предлагаются компаниями", – рассказал сопредседатель общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов.