Россия Президент России Владимир Путин предпочитает отечественного производителя. Именно поэтому он перемещается на Ил-96-300ПУ – специальной версии серийного Ил-96. Приставка ПУ в названии – вовсе не первые буквы фамилии президента, а сокращение от "пункт управления". И действительно: "борт номер один" – не просто шикарный самолет с тремя барами, спальней и полноценной ванной комнатой, а настоящий мобильный офис президента, откуда можно управлять государством и даже (при необходимости) вести ядерную войну. Все средства для этого есть – и рабочий кабинет, и зал для совещаний, и спецсвязь. Именно последней президентский Ил-96 обязан фирменной "горбинкой" на фюзеляже. В отделке и начинке самолета президента России – минимум "иностранщины". Двигатели – пермские ПС-90А, спецсвязь готовило омское предприятие "Ролеро", отделкой занималась отечественная же компания "АФРУС". "Борт номер один" входит в состав специального летного отряда "Россия", который занимается исключительно авиаперевозками государственной важности. В него же входят и президентские вертолеты Ми-8, также сильно модифицированные под нужды главы государства. Как и самолет, вертолет Путина оборудован средствами спецсвязи, а также специальными приборами оптико-электронного подавления (на случай атаки ракетой "воздух-воздух"). Несмотря на то что для нужд СЛО "Россия" недавно были закуплены иностранные вертолеты Augusta Westland, Путин остался верен отечественному производителю, оставив импортные новинки премьер-министру Дмитрию Медведеву. Тот, кстати, совсем не сторонится западной техники и время от времени использует для полетов не только огромный премьерский Ил-96, но и небольшой французский Falcon 7X. По земле же Путин перемещается в бронированной спецверсии Mercedes Pullman (который во время его визитов перевозит специальный транспортный самолет). Это – единственный иностранный транспорт в парке президента России. Впрочем, вскоре и эта оплошность будет исправлена – в настоящее время Минпромторг ведет работу над проектом "Кортеж", чтобы обеспечить главу государства и других первых лиц автомобилями отечественного производства. Ожидается, что новый российский лимузин для президента будет готов уже к 2018 году. США Как и в России, американские президенты предпочитают заказывать спецтранспорт у отечественного производителя – благо возможность такая у них есть. Поэтому знаменитый "борт номер один", на котором сейчас перемещается Барак Обама, создавался на базе знаменитого двухэтажного Boeing-747-200B. Модификация, получившая название VC-25A, имеет защиту от электромагнитного импульса и оснащена системами спецсвязи – компьютерной и телефонной. Как и у российского лидера, самолет американского президента может быть использован в качестве мобильного командного пункта. Помимо собственно апартаментов президента, в салоне предусмотрены помещения для гостей, руководящих лиц, служб безопасности, сотрудников ЦРУ и прессы. Последние, в отличие от своих российских коллег, летают с президентом одним бортом, и у каждого из них даже есть персональное кресло, закрепленное за конкретным журналистом. На менее длинные расстояния президент США летает на вертолетах VH-3D (специальной модификации американского Sikorsky S-61 Sea King) и VN-60 WhiteHawk (президентская версия знаменитого "Черного ястреба" того же Sikorsky). Что же касается перемещений по земле, то здесь президента перевозит американский "Cadillac номер один", специально разработанный для главы государства (то есть в его основе не лежит ни одна из серийных моделей). Китай "Борт номер один" нынешнего председателя КНР Си Цзиньпиня – это спецверсия двухэтажного Boeing серии 747-400, который власти фрахтуют у авиакомпании Air China. Китайские СМИ утверждают, что в обычные дни авиалайнер летает по внутренним пассажирским маршрутам, и только во время зарубежных визитов руководителя страны превращается в спецсамолет. Поэтому основной салон Boeing оформлен как стандартный эконом-класс без повышенной комфортабельности и роскоши. Впрочем, судя по опубликованным фотографиям, место для роскоши в отделке салона все-таки нашлось – на борту есть полноценная переговорная, где за столом можно провести совещание или важные государственные переговоры. Официальный Пекин фрахтует лайнер заранее, и тот снимается с гражданских рейсов за 20 дней до полета первого лица – все эти дни Boeing готовят к полету Си Цзиньпиня. Вместе с ним эконом-классом летят представители службы безопасности, протокола, журналисты и другие приближенные китайские смертные. С лайнером председателя КНР связан инцидент, который во многом объясняет, почему мировые лидеры по возможности предпочитают отечественного производителя, а не иностранного. В начале "нулевых" Пекин заказал Boeing 767-300ER для китайского лидера, который произвели и оснащали в США, в штате Техас. Когда же борт прибыл в Китай, местные спецслужбы обнаружили в нем порядка 30 "жучков", которыми был буквально нашпигован лайнер для первого китайского лица. Разразился скандал, и в итоге злосчастный самолет был передан авиакомпании Air China для выполнения обычных гражданских рейсов. Возможно, именно поэтому для перемещения по автодорогам китайский лидер предпочитает лимузин местного производства Hongqi HQE (также известный как L9). Великобритания Нужды английской королевской семьи, а также премьер-министра и других первых лиц государства обслуживают отечественные же (то есть британские) самолеты British Aerospace 146 и вертолеты Agusta A109. Однако из-за того, что королеве приходилось делить два имеющихся спецсамолета с другими, она часто оставалась без средств к воздушному существованию. Но из ситуации был найден изящный выход – ведь монархи вполне могут себе позволить купить самолет в личное пользование. И теперь у королевы Елизаветы II есть собственные бизнес-джеты Gulfstream-4 и Hawker 850. Впрочем, ни один из вышеперечисленных самолетов не относится к дальнемагистральным. Поэтому для перелетов на дальние расстояния первым лицам Великобритании приходится фрахтовать лайнеры Boeing-747 или 777 либо у авиакомпании British Airlines, либо у Virgin Atlantic Airways. По британским дорогам королева в основном перемещается на бронированном Bentley – удлиненной и доработанной версии Bentley Arnage. Впрочем, в королевском гараже есть выбор из британских авто на любой вкус и случай – здесь и Rolls Royce Phantom, и бронированная версия Jaguar XJ Sentinel, и даже Range Rover. Поезд чучхе Говоря о транспорте первых лиц, невозможно не упомянуть о КНДР, где находится самый, пожалуй, экзотический "борт номер один" в мире. Северокорейский лидер принципиально никуда не летает, а в гости и на переговоры к немногочисленным друзьям и партнерам предпочитает... ездить на бронепоезде. Впрочем, в прошлом году появилась информация о том, что Ким Чен Ын все-таки обзавелся собственным авиалайнером. Правда, информация эта никак не подтверждается и сама по себе довольно противоречива – одни агентства сообщили, что северокорейский лидер приобрел Ил-62, другие – что Ан-148. При этом по простым (а не железным) дорогам лидер КНДР предпочитает ездить на Mercedes.