Вместе с организаторами крупнейшей образовательной выставки "Навигатор поступления" Дни.Ру решили узнать, какие вопросы задают себе выпускники и как найти на них правильные ответы.
Кем стать
Последние исследования рынка труда, по данным Росстата, показали, что 60% российских выпускников вузов выбирают совсем не ту специальность, на которую учились. Это значит, что примерно каждый второй приходит к выводу, что в свои 17-18 лет не сумел определиться, кем хочет стать. Почему это происходит и можно ли помочь запутавшимся школьникам?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться: как же современные школьники открывают для себя мир профессий. Например, если у ребенка талант к написанию стихов и сочинений, учителя и родители хвалят за любовь к литературе, врожденную грамотность и тонкое чувство языка, очевидно, что выбрать нужно гуманитарные науки: русский язык, литературу или, например, обществознание. Абитуриент получит действительно неплохой набор возможных направлений: в первую очередь, журналистику, языкознание, филологию, философию, культуроведение, социологию и творческие специальности (где необходимо пройти дополнительные вступительные испытания).
Далее выбор обычно зависит от количества баллов по тому или иному предмету. А еще, как правило, от того, где будет интереснее учиться. Возможно, абитуриент действительно поступит на то направление, с которым свяжет свою дальнейшую профессиональную жизнь, а может и пожалеет о сделанном выборе. К сожалению, при таком подходе спрогнозировать что-либо сложно. Беда в том, что не все представляют, какое практическое применение может иметь высшее образование в области философии или языкознания. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой – проблемой выбора и неосведомленности школьников о мире профессий. Хотя на данный момент в мире существует более 40 тысяч специальностей.
Как подойти к выбору
Не секрет, что старшеклассники, как правило, сдают профориентационные тесты, посещают теоретические занятия по профессиональной ориентации. Но, к сожалению, даже самый продвинутый психологический тест не поможет сделать такой важный выбор и определить направление карьерного развития. Необходим не только индивидуальный подход, но и верная интерпретация увлечений и предметных предпочтений выпускника школы.
Бывает и другая ситуация, более опасная – когда выбор сделан, но от него приходится отказаться в силу неуспеваемости по одному из предметов. Например, такое популярное сейчас направление как "Связи с общественностью" требует высокие баллы не только по русскому языку и истории, но и по математике профильного уровня. Но разве это значит, что будущий абитуриент должен отказываться от привлекательного направления только потому, что не любит математику?
Секрет в том, что знать предмет – не значит хорошо сдать ЕГЭ, и наоборот. И подготовиться к любому экзамену возможно, если вовремя начать. Важно помнить, что ключ к успеху – это экспертиза ЕГЭ и самая актуальная информация об изменениях в экзамене. Мы с удивлением обнаружили: лишь небольшой процент старшеклассников знает, что тестовой части в традиционном ее понимании больше не будет – это касается любого предмета. Более того, практически каждое третье задание меняется до неузнаваемости, объем экзамена сокращается, а уровень сложности повышается.
Какой вуз выбрать
Следующий шаг – выбор вуза. Необходимо определить критерии, влияющие на это решение: престиж вуза, качество профессорско-преподавательского состава, внеурочные активности, возможность прохождения практики, международные стажировки, удаленность от дома – каждый выбирает для себя свои. Наиболее удачный источник информации в данном случае – это образовательные выставки и форумы, где есть возможность пообщаться не только с представителями высших учебных заведений, но и со студентами, которые, как никто другой, могут рассказать о всех плюсах и подводных камнях процесса обучения. И именно выбор вуза будет определять цель – сколько же баллов необходимо получить по тому или иному предмету.
Задавая вопрос о цели подготовки к экзаменам, часто можно услышать: "Хочу получить как можно больше баллов. А лучше – 100!" Такая позиция и верная, и неверная одновременно. Проблема в том, что слишком амбициозная цель может демотивировать даже самого увлеченного ученика, поэтому постановка реальной, высокой цели – одна из задач любой подготовки к экзаменам.
Где готовиться к экзаменам
После того, как цель поставлена, можно приступать к подготовке. А это еще одна ступенька, на которую забраться не так-то просто. Одни выбирают репетитора, другие – курсы при вузе или специализированные курсы, третьи принимают смелое решение готовиться самостоятельно. Что эффективнее? Проблема выбора способа подготовки требует более тщательного изучения, чем кажется на первый взгляд. Важно проанализировать несколько составляющих, таких как:
- степень компетентности. Соответствует ли выбранный способ подготовки самой актуальной информации об экзамене? Не секрет, что вступительные испытания каждый год меняются, улучшаются, оптимизируются, становятся сложнее. К сожалению, не все преподаватели в курсе последних нововведений, зачастую разобраться в них самостоятельно непросто;
- индивидуальный подход. Первый плюс репетиторов – занятия проходят тет-а-тет, а преподаватель имеет возможность посвятить все свое время одному ученику, учитывая все его сильные и слабые стороны. Конечно, хороший педагог найдет ключик к каждому. Но не стоит забывать, что такой подход должен включать в себя не только анализ личностных характеристик, но и разработку стратегии подготовки и работы на экзамене. К тому же иногда у репетитора бывает пять, 10, 15 учеников – необходимо убедиться, что преподаватель действительно учитывает индивидуальные особенности, а не проводит уроки "под копирку";
- наличие психологической подготовки. Любой экзамен – это испытание, которое требует от сдающего не только знаний, но и способности их воспроизвести в нужный момент. Исследования показывают, что в среднем на экзамене ученики теряют 10-15% баллов только из-за того, что испытывают стресс и находятся в незнакомой для себя обстановке. Именно поэтому эффективная подготовка должна включать в себя методики борьбы со стрессом, а также упражнения, помогающие использовать здоровый стресс во благо, превращая его в мотивацию и повышение уровня умственной активности.
Анализ существующего способа подготовки хотя бы по этим трем критериям уже сможет помочь сделать действительно правильный выбор.