Согласно исследованию, проведенному "Лабораторией Касперского" доля спама в общемировом интернет-трафике увеличилась до 67,2%. Главным источником мирового спама по электронной почте снова признаны США. На их долю приходится 15,9 % от всего спама в мире. А вот Россия идет на "почетном" втором месте рейтинга – ей принадлежат 6 %, опережая Китай (4,7 %), Вьетнам (4,7 %), Аргентину (4,4 %) и Украину (2,9 %).
Самыми популярными на сегодня являются на первый взгляд безобидные рассылки, в которых мошенники, прикрываясь бесхитростными душещипательными историями, умудряются обводить вокруг пальца своих адресатов. Например, особенно эффективной оказалась рассылка якобы от лица беженки из Украины, которая нуждалась в проживании и трудоустройстве. Кроме того, специалисты Лаборатории Касперского отмечают рост распространения вредоносных программ с помощью фальшивых судебных уведомлений. Чтобы со спамом бороться, его нужно знать в лицо.
Рекламные рассылки
Этот вид спама получает 98% человечества, использующего электронную почту. В прошлом этот вид рекламы был крайне популярен. Однако со временем солидные фирмы отказались от него, несмотря на дешевизну, так как он негативно сказывается на репутации. Рекламный спам практически безвреден, если не брать в расчет нервы и время, потраченные на очистку от него почты.
Вирусы
Самой распространенной внешней угрозой по-прежнему являются вредоносные программы – именно они стали причиной инцидентов у 77 % россиян. Чаще всего им заражаются от вредоносного спама. "Он может содержать вирус, который чаще всего прикрепляется либо вложенным файлом, либо представляет собой ссылку на зараженный документ или сайт. Стоит открыть вложение или пройти по ссылке – и вирус уже "поселился" в компьютере. К примеру, это может быть письмо для сотрудника отдела продаж, в котором говорится "Посмотри счет во вложении". Открыв вложенный файл, человек скачивает вирус, блокирующий работу операционной системы. Сообщение о заражении, как правило, заканчивается фразой "Отправь СМС на номер за такую-то сумму, в ответ получишь код для разблокировки", – рассказал Дням.Ру директор департамента ИТ BDBD (Kokoc Group) Алексей Амурцев.
Фишинговые письма
На втором месте находится спам, от которого пострадали 74 % опрошенных: в данном случае речь идет о различных вредоносных вложениях и фишинговых письмах. "Еще одна разновидность вредоносного спама – фишинговые письма. Это особый вид мошенничества, когда спамеры пытаются выманить у адресатов писем номера их кредитных карт или пароли доступа к системам онлайн-платежей. Обычно такое письмо замаскировано под официальное сообщение от администрации банка и призывает получателя подтвердить сведения о себе, иначе счет будет заблокирован. Ему предлагается пройти по ссылке, где нужно заполнить специальную форму. При этом интернет-ресурс принадлежит мошенникам, хотя оформлен как сайт реального банка", – уверяет Амурцев.
Закон против спама
Большие надежды борцы со спамом возлагают на законопроект о противодействии распространению несанкционированных электронных сообщений, который был представлен в Госдуме. "Разумеется, одно только принятие закона против спама не приведет к исчезновению спам-сообщений в Рунете, – отметила ведущий спам-аналитик "Лаборатории Касперского" Мария Наместникова. – Однако возможность бороться со спамерами на уровне правоохранительных органов, бесспорно, со временем приведет к уменьшению объема нежелательной почты в сети".
МВД и брошюры
Правоохранительные органы также ведут непрерывную борьбу с мошенниками в интернете. Недавно МВД озвучило рекомендации, как уберечь себя и своих близких от преступлений и правонарушений, совершаемых с помощью звонков и смс-сообщений и спама. Эти советы изданы в виде специальных брошюр.
"Если вы получили сообщение о блокировке банковской карты (телефона, сим-карты) или списании денег, не надо сразу перезванивать по указанному телефону или отвечать по почте. Лучше проверить карту в ближайшем банкомате, позвонить в банк по знакомому вам номеру сервисной службы, чтобы проверить информацию. Также следует поступать, если вы получили сообщение об ошибочном переводе средств на ваш расчетный счет, приостановлении оказания услуг связи или подключении эксклюзивной услуги. Не следует безоговорочно верить той информации, которая вам приходит с незнакомого номера или интернет-адреса. Получив сообщение "Я поцарапала вашу машину", не стоит сразу перезванивать по телефону отправителя сообщения. Вначале необходимо ее осмотреть. Если ваш телефон не указан на машине, следует подумать, откуда автору сообщения известен ваш номер", – говорится в сообщении МВД.
Курс самообороны
Как обобщение ко всему высказанному, можно сделать вывод, что способов 100% защиты от спама не существует. Но есть несколько правил самообороны, следуя которым, можно снизить уровень попадания в зону риска.
1. Старайтесь не использовать свою почту в случайных местах – для регистрации на форумах или сайтах интернет-магазинов, которыми не планируете пользоваться постоянно.
2. Создайте отдельный email, который не жалко для спама.
3. Используйте встроенную службу защиты от спама, которая есть во всех популярных почтовиках.
4. Если вам постоянно приходит спам от неизвестного адресата, то не стесняйтесь пожаловаться на него в администрацию того почтового сервиса, где он зарегистрирован.
5. Золотое правило: никогда не отвечайте на спам. Если ответ "прочитает" робот и пометит ваш адрес как действующий, вы добьетесь лишь того, что спам будет приходить еще чаще.
6. Для групповых рассылок используйте только нетипичные ящики, чтобы запутать спамера.
7. Не скупитесь использовать для борьбы со спамом возможности платных почтовых сервисов, таких как, Google Apps for Work.
8. Не забывайте, что антивирусные сервисы, например Антивирус Касперского или Nod32, ставят дополнительные модули, фильтрующие входящую корреспонденцию.
9. Самый надежный, он же и крайний, вариант защиты – прибегнуть к помощи специалистов и отдать свою почту на аутсорсинг анализ и очистку от спама.
10. Единственная 100% защита от спама – не пользоваться электронной почтой.
Отметим, что эволюция спама – дело бесконечное, и она будет происходить всегда быстрее, чем появляются способы защиты. Пока система анти-спама учится отлавливать подозрительные письма, спамеры уже придумали новый способ ее обойти. Борьба с вирусом спама – дело чести и принципа для IT-индустрии, поэтому стоит верить, что когда-нибудь появится противоядие. А пока стоит соблюдать осторожность и следовать правилам, описанным выше.