Как пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники на банковском рынке, "Вымпелком" реализует с несколькими банками пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков (скорингу) на основании анализа big data (массивов данных) о своих абонентах. В проекте участвуют около 20 банков, которым сотовый оператор продает скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента.
В "Вымпелкоме" эту информацию подтвердили. "Компания действительно находится на стадии пилотного проекта по банковскому скорингу с рядом известных российских банков. Впрочем, пока о коммерческой эксплуатации говорить рано, необходимо дождаться результатов", – отметила представитель оператора Анна Айбашева.
По словам собеседника газеты, знакомого с деталями проекта "Вымпелкома", оператор намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. Например, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте. Однако в "Вымпелкоме" отказались комментировать, действительно ли для скоринга используются все эти данные.
Отметим, что проект "Вымпелкома" не уникален. В МТС заявили, что уже провели аналогичный пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками, сейчас завершают реализацию технического решения по оценке рисков заемщика и планируют предложить готовый продукт до конца года. Компания будет оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором – например, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса.
В "МегаФоне" отметили, что осваивают технологию big data еще с 2013 года, но с точки зрения экономической отдачи подобные проекты с банками не являются приоритетными для компании. Кроме того, в ряде банков подтвердили участие в проектах операторов, но неофициально, сославшись на соглашения о конфиденциальности.