Цифровые технологии вторгаются все глубже в те сферы, где они, казалось бы, могут играть лишь вспомогательную роль. Вот теперь политтехнологам грозит досрочный уход на пенсию или переквалификация. Эту уважаемую профессию вскоре ждет та же участь, что настигла косарей и ткачей после изобретения комбайнов и станков. Революция цифры добралась до выборов – и речь не о подсчете голосов, а об обработке умов избирателей. Выборы превращаются в "битву цифры".
Интенсивность использования высоких технологий на выборах в США возрастает из года в год. Несмотря на то что главным инструментом агитации для кандидатов все еще остается телевидение, расходы на пиар в интернете, и особенно в соцсетях, возросли драматично – с нескольких сотен миллионов долларов в 2008-м (когда Барак Обама в первый раз победил в гонке за президентское кресло) до одного миллиарда в году нынешнем.
Здесь речь идет о суммах, которые тратятся непосредственно на агитацию. Но, как выясняется, не это главное. Технически агитация обеспечивается на новом уровне – и сколько это стоит кандидатам, можно только предполагать.
О битве компьютеров заговорили вскоре после победы в праймериз в Айове сенатора-республиканца Теда Круза над, казалось бы, безусловным фаворитом гонки в "Большой старой партии", Дональдом Трампом. Как сообщается, решающий вклад в его победу внесла программа построения психологических профилей избирателей – Cambridge Analitica. Этот софт использует "разумные" модели для обработки информации об избирателях, позволяет точнее адресовать им свои предвыборные обещания.
Как отмечают эксперты, главное достоинство социальных сетей – соединение простоты поиска персональной информации (люди сами охотно рассказывают о политических пристрастиях) с предельной дешевизной информационных транзакций. Именно эта фантастическая эффективность помогла новичку Обаме выиграть внутрипартийную конкуренцию у матерой Хиллари Клинтон, а затем обойти и республиканского кандидата.
И все же, как выяснилось, ресурсы можно использовать более эффективно. Программа строит потенциальный профиль каждого избирателя, на основании чего составляется индивидуализированное обращение к нему, направляемое по электронной почте, – или инструкция для ходящих "от двери к двери" агитаторов. И каждому избирателю расскажут именно то, что ему крайне интересно, пояснил в интервью Дням.Ру руководитель департамента информационных войн в Лаборатории перспективных разработок Игорь Нежданов.
"Возможность подобрать ключик к каждому конкретному избирателю позволяет не просто персонализировать обращение, но адаптировать его так, что объект воздействия просто не будет иметь шансов отказаться. По сути, уже побеждает не тот кандидат, который ближе к своим избирателям и лучше отражает их чаяния, а тот, который оказался проворнее и более технологически подготовленным", – отметил Нежданов.
Эксперт предупреждает, что у подобных технологий есть и обратная сторона. Поняв особенности конкретного избирателя, к нему можно прийти под видом агитатора от кандидата конкурирующей партии и так повести общение, что человек этого кандидата просто возненавидит. Еще большая опасность – если эта технология попадет в руки агитаторов из "Исламского государства*" (запрещенной в России террористической группировки) или, к примеру, из секты Свидетелей Иеговы.
Демократы, кстати, от республиканцев по цифровой части не отстают – если не превосходят. Правда, пока идеально отладить технологию не успели: Хиллари Клинтон с трудом выиграла праймериз у сенатора Сандерса в Айове, а позже проиграла – в Хэмпшире. Тем не менее, известно, что техническую поддержку экс-госсекретаря взяла на себя корпорация Google и лично председатель Совета директоров Эрик Шмидт. По некоторым данным, используются те же инструменты, которые помогли переизбраться на второй срок Бараку Обаме.
Не сомневающиеся в победе своих протеже технократы пошли дальше. Искусственный интеллект теперь заменит еще одного члена выборного штаба (или даже команды президента) – спичрайтера. В памяти ИскИна хранятся более четырех тысяч речей, произнесенных членами Конгресса. А используя описанные выше технологии, искусственный мозг уж точно найдет путь к сердцу благодарных слушателей. Так скоро и кандидатов можно будет голограммами заменить. И все – "Скайнет" из культового "Терминатора" is back.
10 февраля 2016, 18:01
Фото: GLOBAL LOOK press\Ron Sachs/CNP/AdMedia