Число интернет-краж с банковских карт, причиной которой стала халатность их владельцев, за пять месяцев этого года достигло 28,5 тысяч. Это на 16% превышает показатель прошлого года, и на 42,5% – 2014-го. По прогнозам аналитиков, в 2016 году число россиян, пострадавших по собственной неосторожности, достигнет 95 тысяч. В 2014 году их было 60 тысяч, в 2015-м – 75 тысяч человек. Исследование провела компания Zecurion, которая опросила 100 банков-партнеров. Оценивались сводные данные по клиентам, которые не устанавливали антивирусы на персональные компьютеры или сообщали свои логины-пароли для входа в личный кабинет третьим лицам. Отчет компании публикует газета "Известия".
Как выяснилось, главным образом мошенники атакуют ПК с помощью троянов для кражи логинов-паролей. Затем они получают дубликат SIM-карты, получают одноразовый пароль, который обычно высылается на телефон клиента, и выводят средства со счета. Зачастую помогает злоумышленникам и человеческий фактор: клиенты сами открывают страницу интернет-банка, например в офисе, и отходят от компьютера.
Чем чаще пользователи заходят в интернет– и мобильный банк с разных устройств, тем выше риски. При таком подходе у клиентов выше вероятность воспользоваться скомпрометированной сетью или зараженным устройством, подчеркивает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. "В свою очередь, сильно рискуют и "пассивные" пользователи сервисов дистанционного банковского обслуживания. Хотя процент пострадавших среди них меньше, чем среди активных пользователей, проблема усугубляется тем, что возможные мошенничества могут оставаться незамеченным в течение долгого времени, за которое преступники выведут деньги и вернуть их уже не будет возможности", – отметил Ульянов. Эксперт напоминает, что вопрос возмещения убытков оставлен на усмотрение самого банка, и потери компенсируются далеко не во всех случаях.
Распространенная ошибка пользователей – подключение интернет-банка к соцсетям, которые не несут ответственности за утерю денег гражданами. Еще менее защищены смартфоны, тем более, что многие россияне для упрощения входа в мобильный банк предпочитают полученный по телефону четырехзначный код вместо логинов-паролей.
Специалисты напоминают основные способы защиты от хакеров: не устанавливайте программное обеспечение, в безопасности которого вы не уверены, по возможности обновляйте программное обеспечение, пользуйтесь антивирусом и не доверяйте всем звонкам и SMS.