Понятие открытости власти, особенно на местном уровне, является декларативным, так как чиновники не несут реальной ответственности перед гражданами за непредоставление информации, что создает почву для различных злоупотреблений. В результате доверие к власти падает, а разрыв между ее представителями и обществом растет.
Для решения этой проблемы было предложено расширить перечень критериев, по которым производится оценка населением руководителей органов местного самоуправления, за счет критерия "информационная открытость". Сейчас критериями оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления является удовлетворенность граждан организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог и жилищно-коммунальными услугами.
"Вопрос оценки населением открытости власти остается за рамками постановления, хотя информационная открытость непосредственным образом влияет на степень удовлетворенности граждан и по остальным установленным направлениям. Введение нового критерия должно побудить муниципальных чиновников ликвидировать существующий информационный вакуум во взаимоотношениях с обществом и наладить конструктивный диалог с гражданами, который является залогом эффективного решения любых проблем. Поэтому мы просим добавить в постановление новый критерий оценки "информационная открытость", – говорит сопредседатель центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.
Проведенный экспертами ОНФ анализ официальных сайтов ряда субъектов России и муниципальных образований показал, что система оценки на сегодняшний день практически нигде не действует. Властями такие опросы либо вообще не проводятся, либо размещаются в таких местах, что найти обывателям их очень сложно. По этой причине, например, в Алтайском крае, где соответствующие опросы проводились в начале этого года, в Волчихинском районе, где проживают 18 тысяч человек, участие в опросе принял один житель. В Красногорском районе с численностью населения 15 тысяч жителей – два человека, в Тюменцевском районе ни один из 14 тысяч зарегистрированных граждан не принял участие в опросе.
Все это свидетельствует о нежелании муниципальных чиновников должным образом организовывать такие опросы, считает Тимофеева. Между тем практика работы ОНФ в регионах подтверждает эффективность подобных исследований, если проводить их неформально. Работая по обращению журналистов из Бердска (Новосибирская область), которые пожаловались на информационную закрытость ресурсоснабжающего МУПа, удалось установить, что, по результатам опроса, который проводило областное правительство, 67% жителей города не удовлетворены деятельностью властей в сфере ЖКХ. Получается, что претензии к власти есть у всех горожан.
"Пример Бердска подтверждает, что результаты опросов способны реально отражать эффективность действий власти на местах по оценке населения. Важно, чтобы и сама власть интересовалась тем, что о ней думают люди, и информировала их о предпринимаемых действиях. Поэтому в обращении к председателю правительства мы просим провести мониторинг исполнения постановления об оценке населением деятельности органов местного самоуправления, принять меры для того, чтобы эта система реально заработала, в том числе по новому критерию "информационная открытость", – отметила Тимофеева.