- По сути, интернет-законодательства в России не существует. Законы есть, но на практике они не работают. Отсутствует законодательная база для компаний, предоставляющих услуги интернет-денег (Yandex деньги, Webmoney и др.). Они фактически занимаются банковской деятельностью, не имея лицензии. Ни к чему не приводят попытки принять работающий закон о спаме. Не очень хорошо обстоят дела с авторским правом. Трудновыполнимой является простая задача заверить интернет-страницу у нотариуса. Я считаю, это кадровая проблема. Отвечающие за интернет-законы чиновники просто не компетентны. А представители интернет-сообщества не проявляют необходимой активности, чтобы радикально изменить ситуацию. - Может, интернет-сообщество просто заинтересовано в статус-кво? - Такой статус-кво может обернуться серьезной проблемой как для интернет-бизнеса, так и для власти. 25 марта этого года Госдума утвердила закон о приеме платежей через терминалы, которые в конце 2007 года были под угрозой закрытия в результате постановления Банка России. Банк России решал проблему неконтролируемого потока наличных. Но такие автоматы давно стали частью инфраструктуры, и прекращение их работы существенно осложнило бы жизнь и потребителям, и бизнесменам. Представьте: завтра в результате какой-то правовой коллизии Яндекс-деньги, к примеру, станут вне закона. Найдутся вполне разумные обоснования. Но это не будет полезно ни для Яндекса, ни для огромной части интернет-бизнеса, использующего эту систему как платежный инструмент, ни для конечного потребителя услуги. Может возникнуть социальная напряженность. Интернет-сообщество должно озаботиться необходимостью диалога с властью, в Госдуме должны появиться официальные лоббисты. Во многих развитых странах лоббистская деятельность узаконена. Главное, чтобы вся информация о ней была публичной. - Что происходит с рынком труда в Интернете? Есть ли профессии, которые находятся в "зоне риска", подлежат сокращению в первую очередь?
- Для Интернета как отрасли риск не в сокращении, а в тотальной нехватке квалифицированных кадров. Проблема не только в том, что из-за недостатка грамотных программистов, дизайнеров, руководителей закрываются стартапы, теряют деньги инвесторы, недостаточно интенсивно развиваются интернет-компании. Многие бизнесмены недооценивают интернет как медиа, как способ коммуникации с конечным потребителем. Я недавно спросил одного кинопродюсера, почему он для продвижения кино практически не использует Интернет. Он ответил, что не рекомендуют маркетологи, и удивился, узнав, что ресурсы не самой большой компании на рынке New Media Stars посещают до миллиона его потенциальных зрителей в сутки. Если говорить о нашей (NMS) "зоне кадрового риска" - мы регулярно проводим ротацию кадров, чтобы поднять эффективность работы компании. Но это не кризисные увольнения. Мы по-прежнему испытываем кадровый голод. - А может быть, кадровый голод ощущается тогда, когда предлагаемая работа не очень интересна? - Не согласен. Разве программист - неинтересная работа? Нам нужны хорошие программисты, и найти их непросто. Еще пример: я бы хотел видеть возглавляющего проект Дни.Ру Константина Кондрашина своим замом. И выяснилось, что найти замену на нашем рынке нелегко. - Может, имеет смысл объявить конкурс? - Ну, вот считайте, что я его объявил. - Известно, что огромное количество российских интернет-специалистов работают на Западе. Что можно сделать, чтобы готовить хороших специалистов, которые при этом не будут "утекать мозгами" в Силиконовую долину? - В Рунете есть нехватка, а не утечка мозгов. Специалистов нужно выращивать и готовить, и это должна быть инициатива и работа бизнеса при минимальном посредничестве власти, а не наоборот. - Тезис власти - "бизнес должен быть социально ответственным". Что это означает в случае интернет-бизнеса? - Мне кажется, в любом бизнесе нормой являются четкое соблюдение налогового законодательства и отказ от всевозможных офшорных оптимизаций. Остальное должно быть исключительно по желанию. - Изменились ли предпочтения аудитории, ее поведение в Интернете в связи с кризисом? - Пожалуй, серьезно повысился интерес к новостям. В остальном - никаких изменений, связанных именно с кризисом. - Какие проекты, на ваш взгляд, имеют наилучшую перспективу в сегодняшних условиях для Рунета? - Я бы посоветовал еще на этапе планирования инвестиций продумывать способы так называемой монетизации аудитории. Сейчас критерий окупаемости проекта не менее важен, чем популярность. Хороший пример - сервис "В контакте". Инвестиции стали дорогими, и актуальность монетизации аудитории для подобных проектов многократно повысилась. - В медиа-проекте тоже может быть монетизация? - Классическая монетизация медиа-проекта - продажа рекламы. До кризиса такая схема неплохо работала. В период кризиса надо предоставлять дополнительные услуги пользователям. На базе интернет-телеканала Russia.ru мы планируем создание социальной сети для тех, кто любит Россию. Уже сейчас суточная аудитория Russia.ru - более 100 тысяч посетителей, при том, что некоторые сюжеты посмотрело более миллиона человек. Представляете себе масштаб интернет-телеканала, интегрированного в социальную сеть с аудиторией в несколько миллионов зрителей в сутки? - А другие ваши медиа-проекты? - Сейчас все бизнесы, ориентированные на прибыль от продажи рекламы, испытывают сложности. Непонятно, сколько это продлится. - То есть New Media Stars испытывает сложности? - NMS - продюсерская компания. Мы занимаемся придумыванием и поиском интересных идей. Хорошие идеи не имеют проблем с монетизацией и в период кризиса. Наши медиа-проекты - лишь часть корпорации. Даже когда они недобирают по рекламе, они помогают такие идеи реализовывать. NMS занимается разработкой онлайн-игр, продюсирует книги. Кстати, по трилогии Сергея Тармашева "Древний" мы получили предложение от Стивена Сигала стать нашим партнером и представлять интересы NMS в Голливуде. - Нет опасений, что кризис внесет коррективы в ваши планы? - Нет. - Многие говорят, что очень хорошие проекты "заворачиваются" из-за кризиса. - Наверное, либо они недостаточно "очень хорошие", либо авторы проекта обратились не по адресу. До кризиса считалось модным непременно иметь какой-нибудь интернет-проект. Сейчас ситуация изменилась. Но хорошая идея всегда найдет своего инвестора, даже в период кризиса. По материалам газеты "Известия"